Правительство Москвы. О совершенствовании работы в сфере энергосбережения

В декабре 2015 г. в Москве Евразийской экономической комиссией ЕАЭС был проведен Круглый стол «Гармонизация регулирования естественных монополий в отношении энергоэффективности». Хотя стенограмма мероприятия была предоставлена с задержкой, вопросы, и позиции сторон, которые обсуждались, представляют интерес. Позиция, которая была представлена Неуступкиным Романом Вячеславовичем, заместителем начальника управления инновационного развития Правительства Москвы.

Уважаемые организаторы Круглого стола, представители научной общественности! Я хотел бы осветить следующие вопросы в области энергоэффективности.

Пробелы действующего законодательства

Федеральным законом от 23.11.2009 № «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ) введена обязанность организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

По результатам анализа практики реализации в 2009—2014 годах Программ, выявлены следующие недостатки:

  • отсутствие единого подхода к формированию Программ, в том числе методике определения целевых показателей и их целевых уровней, препятствуют возможности проведения анализа реализации Программ со стороны государства, в том числе делает практически невозможным оценку показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отраслей экономики;
  • единые формы Программ, утвержденные приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» не учитывают отраслевой специфики, что не позволяет должным образом установить требования к форме Программ, с учетом отраслевой специфики;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности и имеющие филиалы и представительства в различных субъектах Российской Федерации, при разработке Программ испытывают дополнительные трудности в связи с устанавливаемыми субъектами Российской Федерации требованиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отсутствие единого подхода к установлению требований к программам регулируемых организаций не позволяет построить эффективную систему управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности проводить сравнительный анализ эффективности программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • практика применения Федерального закона № выявила проблемы при проведении энергосервисных мероприятий в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Согласно действующему законодательству регулирующие органы могут, как сохранить за указанными организациями экономию, полученную при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий, направленных на сокращение объема используемых энергетических ресурсов (в том числе в рамках энергосервисного контракта), так и не учитывать ее.
  • ответственные за развитие отраслей экономики Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти практически не имеют рычагов воздействия на повышение энергетической эффективности отрасли.

Пути решения

В связи с вышеизложенным предлагается:

  • осуществить передачу полномочий по установлению требований к форме Программ организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации от Минэнерго России уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в которой указанные организации осуществляют деятельность, в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации, что позволит формировать указанные документы по отраслевому признаку.

Справочно: в соответствии с действующей редакцией Федерального № полномочиями по установлению целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, наделены:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются этим органом;
  • уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, регулируются, этими органами;
  • органами местного самоуправления в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются этими органами (далее – регулирующие органы).
  • осуществить передачу полномочий по установлению перечня целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), и методики определения их плановых значений уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в которой указанные организации осуществляют деятельность. При этом полномочия по определению целевых уровней показателей остаются у регулирующих органов.
  • в целях повышения открытости при реализации Программ, а также дополнительного стимулирования организаций, предлагается предусмотреть обязанность по размещению Программы, ежегодной отчетности об ее исполнении на официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет». При отсутствии официального сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», Программа, ежегодная отчетность об ее исполнении, должны быть опубликованы в средствах массовой информации

Справочно: согласно существующему федеральному законодательству, органы государственной власти Российской Федерации практически лишены возможностей контролировать ход реализации Программ даже в случаях, когда данные органы осуществляют их софинансирование.

  • предлагается установление дополнительных требований к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и отчетности о ходе реализации этих программ при условии софинансирования расходов на их реализацию за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в виде субсидии либо в виде бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений.
  • предлагается предусмотреть обязанность сохранения экономии от внедрения энергосервисных контрактов за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в соответствии с соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения.

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг как инструмент повышения энергетической эффективности получил широкое распространение в мире. В рамках проведения сравнительного и конкурентного анализа осуществляется бенчмаркинг показателей энергосбережения как на страновом, так и на корпоративном уровне. В связи с этим создание системы статистической отчетности является важным элементом политики энергосбережения.

В настоящее время в мире существует практика бенчмаркинга энергетической эффективности компаний (например, международные консорциумы электросетевых компаний). При этом риск предоставления коммерческой (закрытой) информации нивелируется предоставлением аналогичных данных компаниями конкурентами. Компании электросетевого комплекса Российской Федерации с государственным участием не участвуют в подобных международных консорциумах, что существенно понижает принятие соответствующих решений на основании наилучшего международного опыта.

Инструмент бенчмаркинга позволяет компаниям оценить свою деятельность через сравнение с лидерами, получить данные по стоимости реализации соответствующих мероприятий, сформировать реалистичный и обоснованный планы повышения энергетическойэффективности. Регулирующие органы в свою очередь, могут формировать списки НДТ и выявлять стоимость их внедрения, устанавливать нормативы и вводить запрет использования устаревших технологий.

Создание системы бенчмаркинга актуально для решения задачи повышения энергетической эффективности как в электроэнергетике, так и в нефтегазовом секторе. Поскольку нефтяная отрасль Российской Федерации по причине выработки месторождений, находящихся в традиционных регионах добычи начинает освоение новых регионов добычи в крайне суровых условиях севера Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края, ожидается рост удельной энергоемкости добычи. В такой ситуации формирование реалистичных программ повышения энергетической эффективности нефтедобывающих компаний практически невозможно без соответствующей системы бенчмаркинга.

Наиболее известным примером компании, оказывающей консультационные и аналитические услуги на основе системы бенчмаркинга, является Solomon Associates. Эта компания является мировым лидером в сравнительном анализе показателей нефтеперерабатывающей отрасли на протяжении последних 30 лет.

Ключевая причина длительной успешности Solomon Associates – это уникальный набор характеристик рыночного предложения компании. Сравнительный анализ показателей, предлагаемый Solomon Associates, отличает:

  • глобальная перспектива;
  • уникальная авторская методология исследования;
  • объективность независимого наблюдателя;
  • полная конфиденциальность участников.

Кроме того, заслугой Solomon Associates является то, что компания, по сути, создала «общий язык» нефтепереработки. На сегодняшний день топливным исследованием Solomon охвачено более 85% мощностей НПЗ, в том числе 75% российских НПЗ. Компании активно анализируют свою конкурентоспособность и операционную эффективность (в том числе энергоэффективность) по детальным и сводным показателям. Один из примеров – компания .

В части нефтегазодобычи системы бенчмаркинга, сопоставимой по полноте выборке и охвату показателей, как Solomon, нет. В то же время проведение сравнительного анализа в этом секторе является распространенной услугой, которую предоставляют бизнес-единицы крупнейших мировых нефтесервисных компаний. Примером компании, имеющей определенный опыт в исследовании бенчмарков в нефтедобыче в России, является дочерняя компания Schlumberger – Schlumberger Business Consulting. Однако исследования этой компании носят кастомизированный характер, а потому для них характерна высокая стоимость осуществления и определенный уровень конфиденциальности, что затрудняет их использование для создания системы бенчмаркинга для российской нефтедобывающей промышленности.

Преимуществом методики Solomon Associates является использование проработанной технологии по большому количеству показателей. Она позволяет проводить мониторинг и сравнение показателей энергоэффективности как по отдельным технологическим установкам, так и в целом по НПЗ. Однако значительная детализация не позволяет применять методику для принятия государственных решений.

Консорциумы

Обмен показателями деятельности происходит также в рамках специализированных организаций (консорциумов). Примером консорциумов в электроэнергетике являются созданные под эгидой частной консалтинговой компании UMS Group консорциумы:

International Distribution Benchmarking Consortium (IDBC, объединяет распределительные компании);

International Generation Benchmarking Consortium (IGBC, объединяет генерирующие компании);

International Transmission Operations And Maintenance Study (ITOMS, объединяет компании, занимающиеся передачей электроэнергии).

Например, IDBC объединяет государственные электрические и газовые распределительные компании Северной Европы, такие как Enexis (Голландия), Liander (Голландия), Stedin (Голландия), Endinet (Голландия), Infrax (Голландия), Dong Energy (Дания), Helsingin Energia (Финляндия).

IDBC призван повысить операционную эффективность всех участников отрасли через сравнение своих показателей деятельности с показателями других участников рынка и обмен информацией о лучших практиках. Для достижения этой цели в рамках консорциума проводятся следующие действия:

  • собирается, проверяется, упорядочивается и анализируется информация об операционной деятельности компаний-участниц консорциума. Анализ проводится на базе ISO 55000 (стандарт по управлению активами и различными услугами);
  • проводится сравнительный анализ, в результате которого на базе ключевых показателей операционной эффективности выявляются лидеры;
  • выявляются процессы, которые отличают лидеров от других участников;
  • по результатам проведенного анализа создаются подробные отчеты, а также база данных по различным показателям, доступные всем участникам консорциума;
  • консорциум организует мероприятия, в ходе которых обсуждаются лучшие практики, происходит обмен опытом.

Таким образом, вступление в международные консорциумы создает дополнительные возможности для государства и компаний ТЭК. Участие в консорциуме позволяет компаниям оценить деятельность своей компании через сравнение с лидерами, получить данные по стоимости реализации оптимизационных мероприятий, сформировать реалистичный и обоснованный планы повышения операционной эффективности. Регуляторные органы, опираясь на деятельность такого концерна, могут формировать списки наилучших доступных технологий (НДТ) и выявлять стоимость внедрения НДТ, устанавливать различные нормативы.

Pin It

Добавить комментарий