Ученые назвали причину первого вымирания на Земле

Серия переворотов магнитного поля нашей планеты уничтожила озоновый слой 550 миллионов лет назад.

Первое массовое вымирание на Земле произошло во времена эдиакарского периода примерно 550 миллионов лет назад. Причиной этого стала серия быстрых переворотов магнитной оси Земли, что лишило планету озонового слоя, сообщают ученые университета Флориды на страницах журнала Gondwana Research.

До так называемого «кембрийского взрыва жизни» в океанах обитали причудливые формы жизни, аналогов и родственников которых сегодня не существует, но примерно 550-540 миллионов лет назад эти многоклеточные существа загадочным образом исчезли.

Центр «переворота» магнитного поля Земли

Геолог Джозеф Меерт и его коллеги раскрыли причину этого вымирания, изучая образцы пород эдиакарского периода, добытые на территории Уральских гор.

Изучая эдиакарские отложения на Урале, они выяснили, что в ту эпоху перевороты магнитной оси случались примерно в 20 раз чаще, чем сегодня и в более поздние исторические эпохи.

Такие перевороты, по словам исследователей, случались примерно каждые 10 тысяч лет во время эдиакарского вымирания.

В результате этого, как показывают расчеты авторов статьи, озоновый слой, защищающий нас от ультрафиолета, периодически становился беззащитным и разрушался под действием космических лучей.

В результате этого толщина озонового слоя упала на 40 процентов, и на Землю стало попадать примерно в два раза больше ультрафиолета.

Это привело к двум вещам — массовой гибели эдиакарской фауны, которая в целом вела малоподвижный или сидячий образ жизни, а также к бурной эволюции животных и появления главной новации кембрия — глаз, что помогали жителям первичного океана перемещаться в более темные уголки дна, менее подвержены воздействию ультрафиолета.

Аналогичным образом могли развиться раковины и другие твердые оболочки, которые защищали тело кембрийских животных от радиации.