Крутое пике. История сверхзвуковых лайнеров

Сверхбыстрые пассажирские ы по полвека так и не смогли завоевать небо.

В показали прототип сверхзвукового пассажирского а XB-1 Supersonic Demonstrator, что способен долететь до Лондона с а за 3,5 часа.

Разработчики а, который получил название Baby Boom, обещают первые сверхзвуковые полеты в следующем году, а пассажирские перевозки — в 2020 году.

IEPort.ru вспоминает неудачную историю коммерческого использования сверхзвуковых пассажирских ов.

Первые и единственные

Работы над сверхзвуковыми пассажирскими ами начались в шестидесятых годах прошлого века сразу в нескольких странах.

Британцы и французы, которые работали тогда каждые над своим проектом, решили объединиться в 1962 году. Их получил название Concorde, что с французского языка переводится как «согласие».

Американцы работали, как это обычно у них бывает, сразу над несколькими проектами — Boeing 2707 и Lockheed L-2000, но до производства они так и не дошли.

Макет Boeing 2707

СССР удалось создать удачный сверхзвуковой Ту-144. Его начали проектировать позже «Конкорда», но взлетел он на пару месяцев раньше.

Получается, что за полвека человечеству удалось создать только два рабочих сверхзвуковых лайнера. Рассмотрим их подробнее.

«Конкорд»

Создан в результате слияния в 1962 году двух национальных программ разработки сверхзвукового пассажирского авиатранспорта. Основными разработчиками выступили французская Sud Aviation и британская BAC.

Фото: Getty

В общем были изготовлены 20 ов. Первый полет прототипа состоялся в 1969 году, ввод в коммерческую эксплуатацию произошло в 1976 году.

«Конкорди» летали во авиакомпаниями British Airways и Air France, в которых было по семь ов. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов были перевезены более 3 млн пассажиров.

Характеристики

Экипаж — три человека (командир, пилот, бортинженер), пассажиров — максимум 128.

Длина — 56 м, размах крыла — 25 м, высота — 12 м.

Масса пустого — 78,7 тыс. кг, максимальная взлетная — 187,7 тыс. кг.

Максимальная скорость — 2330 км/час.

Конец карьеры

25 июля 2000 года авиакомпании Air France выполнял рейс из Парижа в , но во время разгона у а загорелся левый .

Фото: Getty

Экипаж поднял горящий в воздух, чтобы затем совершить вынужденную посадку, но лайнер через две минуты после взлета рухнул на здание отеля в 3 км от аэропорта им. Шарля де Голля.

Погибли все взятые на борт 109 человек (100 пассажиров и 9 членов экипажа), а также четыре человека на земле.

Позже выяснилось, что причиной катастрофы была случайность: небольшая титановая пластина от другого а. Когда «Конкорд» разгонялся, зацепил эту деталь колесом, покрышка лопнула и ее фрагменты пробили бензобак, что и стало причиной пожара.

Это первая и единственная катастрофа «Конкорда» за 27 лет эксплуатации.

В 2003 году полеты прекратила «Air France», а затем и British Airways в связи с повышением цены на топливо.

Ту-144

Работы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера в Советском Союзе начались в ОКБ им. Туполева в начале шестидесятых годах прошлого века.

Первый полет состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, что преодолел звуковой барьер.

Всего было построено 16 ов, которые выполнили общем 2556 вылетов и налетали 4110 часов.

За форсирование сроков выпуска Ту-144 получился несколько «сырым». Но считалось, что аэродинамика у него лучше, чем у заморского «Конкорда».

Катастрофа

Советский гиперзвуковой потерпел крушение также в Париже. В 1973 году Ту-144 разбился во время показательного полета на авиасалоне в Ле-Бурже. Погибли все шесть членов экипажа и восемь человек на земле.

Причины катастрофы были засекречены. Считается, что авария произошла из-за слишком резкий маневр, который экипаж должен был совершить, чтобы избежать столкновения с неожиданно возникшим французским Миражом, с которого велась фотосъемка, или же из-за нарушения работы системы управления, либо из-за недопустимости исполнения для конструкций планера а на маневр, который экипаж попытался совершить.

Рейсы

На регулярные рейсы Ту-144 впервые поставили в 1977 году. Тогда из Москвы в Алма-Ату он долетал за 2 часа.

Но после пролітаних семи месяцев с ним снова произошла катастрофа: в Подмосковье во время тестового полета Ту-144 упал. После этого программу решили закрыть.

Pin It

Добавить комментарий