Правительство корректирует Генсхему размещения объектов электроэнергетики до 2012 года

Правительство корректирует Генсхему размещения объектов электроэнергетики до 2012 годаГенсхема определяет развитие электроэнергетики на длительную перспективу (до 15 лет) и содержит поименные перечни генерирующих и электросетевых объектов по энергосистемам в разрезе субъектов РФ с указанием сроков ввода энергообъектов и их параметров.Правительство корректирует Генсхему размещения объектов электроэнергетики до 2012 годаГенсхема определяет развитие электроэнергетики на длительную перспективу (до 15 лет) и содержит поименные перечни генерирующих и электросетевых объектов по энергосистемам в разрезе субъектов РФ с указанием сроков ввода энергообъектов и их параметров.

Осуществляемый Минэнерго России мониторинг Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года показал необходимость ее корректировки вследствие наличия следующих существенных расхождений между целевыми показателями действующей Генеральной схемы и реальными планами энергетических компаний по развитию электроэнергетики, включая:
— более умеренный прогнозируемый рост электропотребления в результате намечаемых масштабных мер по снижению энергоемкости экономики страны и повышению энергоэффективности;
— финансовые трудности и дефицит средств у частных энергетических компаний;
— отсутствие экономической заинтересованности энергетических компаний в демонтаже неэффективного оборудования и замене его на новое;
— существенное удорожание удельных капиталовложений при строительстве новых генерирующих мощностей;
— существенно более низкий уровень реальных вводов генерирующих мощностей.

Целью корректировки Генеральной схемы является установление ориентиров для создания надежной, конкурентоспособной, эффективной и экологически чистой электроэнергетики с достижением целевых показателей Энергетической стратегии России до 2030 года в области электроэнергетики.

Для развития электроэнергетики в направлении заданных ориентиров необходимо решить следующие задачи:
— широкомасштабная модернизация российской электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень на базе разработки (лицензионного освоения) и внедрения новых ключевых энергетических технологий (в газовой генерации — высокоэффективные ПГУ с КПД до 60%, в угольной генерации — переход на суперсверхкритические параметры с КПД до 46%);
— повышение надежности, экономической и энергетической эффективности отрасли на основе оптимального сочетания крупных системообразующих генерирующих и электросетевых объектов и распределённых приближенных к потребителям энергоисточников средней и малой мощности на базе местных топливных и возобновляемых источников энергии;
— развитие и модернизация ЕЭС России на основе интеллектуальных электрических сетей переменного и постоянного тока, завершения интеграции Европейской, Сибирской и Дальневосточной объединенных энергосистем, совершенствования противоаварийного управления;
— снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду.

В целях определения параметров перспективного спроса на электроэнергию и мощность в рамках корректировки Генеральной схемы с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанных Минэкономразвития России, подготовлен долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, предусматривающий 2 варианта роста электропотребления до 2030 года  - максимальный в объеме 1860 млрд кВт.ч в год (среднегодовой темп прироста - 3,1%) и базовый 1553 млрд кВт.ч в год (темп прироста - 2,2 %).

Оптимизация структуры генерирующих мощностей и определение объёмов размещения различных типов генерации по объединенным энергосистемам в период до 2030 года выполнены для 2 вариантов развития электропотребления (максимального и базового) исходя из предложений компаний и администраций субъектов Российской Федерации с учетом заключенных договоров о предоставлении мощности, намечаемого демонтажа низкоэффективного оборудования, балансовой необходимости в новой генерирующей мощности и эффективности новых вводов.

В результате при корректировке Генеральной схемы предложена рациональная структура, близкая к оптимальной, с учетом реальных возможностей энергокомпаний.

Суммарный рекомендуемый объем демонтажа генерирующих мощностей в период 2010 - 2030 годов составляет 67,7 млн. кВт.

Суммарный объем вводов генерирующих мощностей АЭС, ГЭС и ГАЭС, ТЭС и электростанций на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), рекомендуемый к вводу в период 2010 -2030 годов по России в целом в базовом варианте электропотребления составляет 173,4 млн кВт, в максимальном варианте - 228,5 млн кВт.

В скорректированной Генеральной схеме приведены поименные перечни объектов электроэнергетики:
существующие и предлагаемые к сооружению новые электростанции с установленной мощностью 500 тыс. кВт и выше для ТЭС и мощностью 100 тыс. кВт и выше для АЭС, ВИЭ, ГЭС и ГАЭС;
существующие и предлагаемые к сооружению электросетевые объекты напряжением 330 кВ и выше, а также необходимые для выдачи мощности электростанций, мощность которых превышает 1000 тыс. кВт.
В качестве механизмов реализации Генеральной схемы предусматриваются:
— учет основных положений Генеральной схемы при формировании Схемы и программы развития ЕЭС России, инвестиционных программ генерирующих и сетевых компаний, программ субъектов Российской Федерации;
— формирование на основе Генеральной схемы Федеральной схемы территориального планирования в электроэнергетике для своевременного резервирования площадок под строительство энергетических объектов;
— разработка и принятие программы модернизации электроэнергетики;
— стимулирование внедрения новых технологий;
— заключение договоров по принципу «take or pay» между генерирующими компаниями и крупными потребителями, предусматривающих финансовую ответственность за заявляемый прирост электропотребления и ввод объектов в сроки, предусмотренные в Генеральной схеме;
— доработка правил оптового рынка в направлении повышения дифференциации между дневными и ночными ценами на электроэнергию, а также внедрение рынка системных услуг с целью обеспечения окупаемости ГАЭС, обязательности отбора на рынке электроэнергии ТЭЦ при работе в теплофикационном режиме с целью повышения экономической эффективности ТЭЦ и стимулирования развития когенерации, стимулирование вывода устаревшего оборудования из эксплуатации за счет допуска к работе на оптовом рынке только электростанций, оборудование которых застраховано.

Pin It

Добавить комментарий