Кризис в энергоснабжении сферы ЖКХ в Мурманской области

Кризис в энергоснабжении сферы ЖКХ в Мурманской областиТема системного кризиса в энергоснабжении сферы ЖКХ в Мурманской области продолжает оставаться актуальной. Кризис начался не вчера и даже не позавчера, просто сегодня он достиг таких масштабов, которых нельзя не замечать, даже если очень стараться.

Между тем, уже более двух месяцев миновало с тех пор, как в области начался очередной отопительный сезон. Предприятия тепло- и водоснабжения работают с полной нагрузкой, а значит, с нарастающей интенсивностью потребляют электроэнергию и топливо, все так же не расплачиваясь при этом с поставщиками в силу объективных и субъективных причин. Одним словом, всё как всегда. Мурманская область продолжает уверенно сползать в пропасть неплатежей, занимая первые строчки в печальных рейтингах самых неблаго-получных в этом отношении регионов страны.

На наши «неудобные» вопросы отвечает человек, возглавляющий Министерство энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Иванович Микичура.

Геннадий Иванович, по сообщениям СМИ и утверждениям некоторых экспертов наша область – лидер по долгам в энергоснабжении и ЖКХ в России. Называются циф-ры в 5,7 млрд. руб., 6 млрд., 8 млрд. Сколько же на самом деле, и из чего эта цифра складывается? И почему именно мы держим такую печальную пальму первенства?

По данным статистики задолженность населения за жилищно-коммунальные ус-луги на 01.01.2009 года составляла 4 млрд. 715 млн. рублей, на 01.01.2010 года – 5 млрд. 724 млн. рублей, на 01.07.2010 года – 4 млрд. 965 млн. рублей.

Из чего складывается эта цифра? В ЖКХ в этом году собираемость платежей на-селения за оказанные жилищно – коммунальные услуги на уровне чуть более 90% (за 10 месяцев 2010 года – 90,4%). Это означает, что при таком уровне платежей каждый год тепло- , электро- , водоснабжающие организации более чем месяц не получают оп-латы за предоставленные услуги, то есть не получают средств на оплату поставленных энергоресурсов (топлива, электроэнергии), на выплату заработной платы своих работ-ников, выплату налогов, на поддержание своих предприятий в надлежащем техниче-ском состоянии.

При сложившемся уровне платежей населения накопленные долги формируются примерно за 4 года, так как при 90-процентной оплате населением жилищно-коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации области ежемесячно недополу-чают 80 – 100 млн. рублей.

Для снижения задолженности в муниципальных образованиях области в этом го-ду подготовлены планы и программы по обеспечению собираемости платежей и сниже-нию задолженности. Во всех муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии с участием местных органов власти, управляющих компаний, ресурсоснаб-жающих организаций и правоохранительных органов, которые организуют, координи-руют и контролируют работу в этом направлении и еженедельно отчитываются о про-водимой работе перед Минэнерго и ЖКХ.

В результате проводимой муниципалитетами работы в течение года приостанов-лено или ограничено предоставление коммунальных услуг у 5 637 неплательщиков. До конца года ввести ограничения планируется ещё у 1627 неплательщиков. Против 12 687 злостных неплательщиков направлены обращения в суд о взыскании задолжен-ности. До конца года ещё 4 441 неплательщик получит повестку в суд. По оценкам му-ниципалитетов это позволит им не только не наращивать задолженность до конца года, но и снизить её более чем на 138 млн. рублей.

Кроме долгов населения у ресурсоснабжающих организаций, особенно у тепло-снабжающих организаций, использующих мазутные и электрические котлы, накапли-ваются убытки, связанные с тем, что эти компании работают на регулируемом рынке (тарифы для них устанавливает государство), а ресурсы для них покупаются на нере-гулируемом. При этом долги у предприятий появляются, если тариф на тепло им уста-навливается ниже экономически обоснованного тарифа и если фактическая цена ре-сурсов оказывается выше установленных в тарифе, как это происходит с ценами на мазут и на электроэнергию для предприятий.

Самые большие потери из-за этого несут мазутные котельные. Только из-за раз-ницы цен на мазут в тарифе и фактической его цены теплоснабжающие предприятия по нашим оценкам понесут потери около 2,661 млрд. рублей.

Признаёте ли Вы, что в энергоснабжении и ЖКХ области имеется системный кризис? Что предприняло Министерство за время работы под Вашим руководством, для того чтобы исправить положение во вверенных Вам отраслях экономики региона?

Электроэнергетический комплекс, равно как и жилищно-коммунальный комплекс Мурманской области, находится в настоящее время в сложном, но не критическом состоянии.

Субъектами электроэнергетики региона ведется целенаправленная работа по модернизации электрооборудования, предприятия жилищно-коммунального комплекса, испытывая (и мы это признаем) значительные трудности в привлечении денежных средств, также осуществляют комплексные мероприятия по недопущению возникновения технологических нарушений и обеспечения надежного снабжения потребителей необходимыми видами ресурсов.

При наличии системного, как Вы его называете, кризиса, невозможным была бы ведущаяся реализация крупнейших проектов, таких, например, как Штокмановское га-зоконденсатное месторождение, Мурманский транспортный узел, разработка горноруд-ных месторождений.

Проблемы в отрасли есть, но они были, есть и будут в любой динамически раз-вивающейся отрасли. Исключением не является и электроэнергетика. Здесь на первый план выходит необходимость оперативного принятия решений в условиях сложных ры-ночных механизмов, в условиях которых до настоящего времени ведется становление новой модели функционирования электроэнергетического комплекса Российской Феде-рации. Данная задача, на наш взгляд, успешно решается Правительством Мурманской области, в том числе и в лице Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области.

В настоящее время в целях модернизации энергетического оборудования, повы-шения надежности энергоснабжения потребителей и проведения единой технической политики в электросетевом комплексе региона с непосредственным участием Прави-тельства Мурманской области ведется работа по формированию объединенной электро-сетевой компании Мурманской области, что позволит объединить разрозненные усилия и накопленный профессиональный опыт для его применения в развитии энергетическо-го комплекса региона.

В тоже время необходимо отметить, что непростая ситуация складывается с дея-тельностью теплоснабжающих предприятий региона, использующих электрическую энергию для выработки тепловой энергии и ГВС.

Тяжелое финансовое состояние предприятий, имеющих на своем балансе элек-трические котельные, вызвано не только установленными ниже экономически обосно-ванного уровня тарифами на тепловую энергию, но также накопленными долгами предыдущих периодов, неплатежами населения, неэффективным использованием установ-ленных мощностей котельных и либерализацией рынка электроэнергии. При этом сле-дует отметить, что объемы электроэнергии, расходуемые на производство тепловой энергии на электрических котельных, существенно превосходят нормативные уровни.

Собранные с населения денежные средства не всегда распределяются в зависи-мости от поставщиков ресурсов.

Для нормализации ситуации и бесперебойного обеспечения потребителей тепло-вой энергией от электрических котельных Минэнерго и ЖКХ Мурманской области про-рабатывает вопрос по созданию региональной компании, которая объединит сущест-вующие электрические котельные.

Анализ ситуации показал, что для решения возникших проблем в едином ком-плексе, необходимо вопросы модернизации и дальнейшей эксплуатации электрических котельных передать в единую компанию, которая консолидирует работу по:
 — техническим вопросам эксплуатации котельных и тепловых сетей;
 — подготовке проектов реабилитации котельных и тепловых сетей;
 — организации ремонтной компании и централизованной закупке оборудования и расходных материалов;
 — вопросам подготовки документов для установления тарифов на теплоснабже-ние;
 — вопросам подготовки расчетов для установления нормативов на услуги отопле-ния и ГВС;
 — вопросам организации сбора платежей;
 — организации выбора управляющих компаний и взаимодействию с управляющи-ми компаниями.

Губернатором Мурманской области недавно утверждена региональная долго-срочная целевая программа под многозначительным названием «Модернизация объек-тов коммунальной инфраструктуры на период 2011- 2015 года». В соответствии с этой программой должны быть выделены и освоены колоссальные средства на различные мероприятия — около 29 млрд. руб.! При этом бюджеты выделяют около 1,4 млрд., а ос-тальное — внебюджетные фонды.

Расскажите поподробней каким образом были получены эти цифры, кто просчи-тывал целесообразность и стоимость тех или иных мероприятий и откуда планируется брать деньги в том числе внебюджетные?

Какова мотивация частных инвесторов вкладывать такие огромные средства в отрасль, являющуюся на сегодняшний день коммерчески убыточной и социальной по своей природе?

Первоначально необходимо отметить, что в июле 2010 года между Минрегионом РФ и Правительством Мурманской области подписано соглашение о сотрудничестве, предметом которого является установление отношений стратегического партнерства, развитие долгосрочного и эффективного сотрудничества Сторон в сфере инвестицион-ной деятельности, в том числе по осуществлению кредитной и иной поддержки малого и среднего предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве Мурманской области и муниципальных образований региона.

Соглашение предусматривает взаимодействие при решении приоритетных задач социально-экономического развития региона в сфере реформирования и модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры региона.

В рамках подписанного Соглашения Минрегионом РФ будет оказано содействие Мурманской области в получении федерального финансирования на наиболее приори-тетные для региона проекты в сфере модернизации жилищно-коммунальной инфра-структуры.

Общий перечень проектов сформирован в долгосрочной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011—2015 годы» сформирован на основании предложений предприятий и организаций в сфере жилищно-коммунального комплекса и муниципальных образований, они же представляли финансовое обоснование проектов.

Основные направления программных мероприятий соответствуют задаче Про-граммы: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры по 3 направлениям.

Первое направление – повышение качества питьевой воды и снижение уровня износа объектов водоснабжения и водоотведения. В рамках данного направления за счет всех источников финансирования планируется модернизация и строительство 70 объектов, в том числе ввод 68 объектов за период 2011—2015 годы. Особенностью дан-ной сферы коммунальной инфраструктуры является то, что практически все объекты находятся в государственной или муниципальной собственности. Финансирование объ-ектов предусматривается за счет средств бюджета, а также за счет применения меха-низмов государственно-частного партнерства.

За счет бюджетного финансирования предусматривается завершение строитель-ства и реконструкции объектов водоснабжения, финансирование которых осуществля-лось в 2007—2010 годах в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищ-но-коммунального комплекса Мурманской области на 2003—2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мур-манской области» на 2008—2017 годы, и ввод которых осуществляется позже 2010 года.

Подписано финансовое соглашение для предоставления ГОУП «Мурманскводока-нал» долгосрочного финансирования от ЕБРР и НЕФКО и инвестиционного гранта в размере 650 млн.руб. и 8 млн.евро.

Дополнительно необходимо отметить, что в министерстве организована работа с экспертной группой по региональным проектам и программам в рамках госпрограммы «Чистая вода», которая разработала механизмы финансирования проектов строитель-ства объектов водоснабжения и водоотведения на основе государственно-частного партнерства. На Мурманскую область определен лимит софинансирования проектов в объеме 1 319 947 414 руб. (1 320 млн.руб.).

Второе направление – снижение технологических потерь при передаче электри-ческой энергии и повышение надежности электроснабжения. Данное направление ох-ватывает объекты, вошедшие в инвестиционные программы энергоснабжающих и сете-вых компаний, реализация которых осуществляется за счет средств предприятий, и объекты, финансирование которых осуществлялось в 2007—2010 годах в рамках долго-срочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурман-ской области на 2003—2010 годы» за счет средств бюджета.

Планируется реализовать 68 проектов, общей стоимостью 9,5 млрд.руб.

Третье направление – повышение эффективности источников теплоснабжения, использующих в качестве основного вида топлива электрическую энергию. Комплекс мероприятий, направленных на снижение издержек по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными Мурманской об-ласти, позволит обеспечить надежность работы объектов коммунальной инфраструкту-ры, значительно снизить долги организаций (предприятий), обслуживающих такие ис-точники тепловой энергии, перед энергосбытовыми организациями региона.

Планируется реализовать 18 проектов, общей стоимостью 0,5 млрд.руб.

Для достижения поставленных целей предполагается оказать государственную поддержку электро- , тепло- , и водоснабжающим областным унитарным предприятиям и бюджетам муниципальных образований Мурманской области в обеспечении завершения строительства переходящих объектов коммунальной инфраструктуры и реконст-рукцию (модернизацию) электрических котельных региона.

Относительно мотивации частных инвесторов вкладывать такие огромные средства в отрасль, являющуюся на сегодняшний день коммерчески убыточной и социаль-ной по своей природе, необходимо отметить следующее.

Развитие механизмов ГЧП в данной сфере – общегосударственная позиция. Опыт западных стран однозначно свидетельствует о прибыльности данного сектора экономи-ки для частного инвестора, механизмы ГЧП с успехом применяются в жилищно-коммунальном комплексе за рубежом. Создать условия для привлечения частного инве-стора – важная задача всех уровней власти.

На повышение мотивации частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру направлены подготовленные Правительством Мурманской области законопроекты «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области» и «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах».

Как Вы собираетесь  в ближайшей перспективе решать проблему дисбалансов в стоимости электроэнергии и мазута для теплоснабжающих и водоснабжающих предпри-ятий и их тарифов для потребителей? Почему средства, планируемые в том числе в бюджетах на подготовку к отопительному сезону не идут на оплату долгов коммуналь-ных предприятий?
Так называемая проблема «дисбалансов» в стоимости электроэнергии и мазута для теплоснабжающих и водоснабжающих предприятий и их тарифов для потребителей имеет две составляющие.

Государство, реализуя свою социальную политику, ограничивает рост тарифов (цен) на коммунальные услуги. Этот рост ограничивается предельными индексами рос-та платы населения за коммунальные услуги. Исходя из этих индексов устанавливаются тарифы на коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение для населения). Если тариф, установленный для предприятия ока-зывается ниже экономически обоснованного тарифа, то субъект, установивший такой тариф (государство или муниципалитет) должен компенсировать связанные с этим по-тери. Средства на этого в бюджете Мурманской области предусматриваются. Оказыва-ется помощь и из Федерального бюджета.

В случае, если фактическая цена приобретаемых ресурсов превышает цену, за-ложенную при расчётах экономически обоснованного тарифа, то в соответствии с дей-ствующим законодательством, потери связанные с этой разницей, должны включаться ресурсоснабжающим предприятием в тариф следующего года. И мы, как потребители, должны будем оплатить предприятиям эти убытки в следующем году. Однако, Прави-тельство Мурманской области понимает, что далеко не все предприятия способны (с учётом накопленных долгов от населения) кредитовать приобретение энергетических ресурсов (более остро эта проблема касалась до сих пор мазутных котельных) и по ме-ре возможности помогает им в этом.

Бюджетные средства, закладываемые на подготовку жилищно-коммунального хозяйства области к работе в зимний период не должны направляться на погашение долгов коммунальных предприятий, так как хроническое недофинансирование пред-приятий в предыдущие периоды привело к значительному износу коммунальной ин-фраструктуры, а существующие тарифы не позволяют коммунальным предприятиям эффективно восстанавливать свои основные фонды и развивать свою инфраструктуру. Поэтому бюджетные средства на подготовку к работе в осенне-зимний период должны направляться на обеспечение безаварийного прохождения отопительного сезона, т.е. на техническую подготовку коммунальной инфраструктуры. Создание нормативных за-пасов топлива на теплоснабжающих предприятиях должно осуществляться за счёт средств самих предприятий.

Pin It

Добавить комментарий