Модернизация энергообъектов станет выгодной путем возврата инвестиций

Модернизация энергообъектов станет выгодной путем возврата инвестицийПравительство рассматривает возможность распространить механизм возврата инвестиций в модернизацию объектов энергетики. Сейчас договоры о предоставлении мощностей предусматривают гарантированный возврат средств, вложенных только в строительство новых энергообъектов.

Если предложение будет поддержано, это позволит снизить цены для конечного потребителя, считают эксперты, однако механизмы еще не проработаны, пишет РБК daily.

Действующие в настоящее время договоры о присоединении мощностей (ДПМ) обеспечивают инвесторам возврат лишь тех средств, которые вложены в строительство новых объектов. Рынок новых мощностей закладывается в тариф на электроэнергию и окупается за счет потребителя. Доходность в этом случае составляет до 15% в год. Модернизация же старого, работающего с середины прошлого века оборудования требует огромных средств, которых у генерирующих компаний нет.

Так, выступая на конференции «Российская электроэнергетика: финансирование и инвестиции», гендиректор «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров раскритиковал существование заниженного предельного уровня цены на действующую энергомощность (price cap). «Использование заниженного price cap на конкурирующий отбор мощности приводит к дефициту средств для проектов технического перевооружения и ремонта. Отсутствие механизмов окупаемости проектов ТПиР не позволяет использовать потенциал модернизации действующего оборудования», — заявил он.

В результате генеральная схема размещения объектов до 2020 года предусматривает исключительно ввод новых мощностей, при этом средний износ генерирующего оборудования составляет 65—70%, отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр. «ДПМ решают проблему растущего спроса на электроэнергию в связи с ростом экономики, но не обеспечивают стабильность и безопасность энергопоставок, не позволяют избежать чрезвычайных происшествий», — добавил она. Сейчас генераторы довольны условиями работы и готовы в полном объеме исполнять свою программу по постройке новых мощностей. А вот стимулов для инвестиций в модернизацию существующего оборудования нет вообще, сетует эксперт.

На церемонии запуска ПГУ-400 Шатурской ГРЭС вице-премьер Игорь Сечин отметил, что правительство рассматривает возможность применить механизм возврата инвестиций в модернизацию объектов электроэнергетики. Кроме того, в настоящее время рассматривается предложение о запрете на использование изношенного и «морально устаревшего» оборудования.

По мнению участников рынка, основная цель инициативы — внести коррективы в модель рынка, с тем чтобы ограничь рост цен на электроэнергию на свободном рынке. Новых мощностей сейчас строится в объеме 25 ГВт, при этом действующих, которые требуется модернизировать, 100—120 ГВт, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Если условия возврата средств будут распространяться на модернизацию, это приведет к повышению стабильности и безопасности энергосистемы, к значительному увеличению срока службы существующего оборудования и снизит потребность в выводе мощностей из энергосистемы, говорит Владимир Скляр. Кроме того, дает возможность обеспечивать растущий спрос после 2016 года, так как до этого периода рассчитаны сроки постройки новых мощностей по ДПМ, которые заключаются сейчас, отмечает г-н Скляр. У компаний появится возможность занимать деньги у банков, а не у инвесторов; это дешевле, а значит, будут оптимизированы финансовые потоки, что всегда позитивно отражается на компаниях, говорит аналитик UniCredit Securities Дмитрий Коновалов.
Генераторы смотрят на новую инициативу правительства с осторожностью и сомневаются, что инициатива будет в ближайшее время претворена в жизнь. В «Газпром энергохолдинге» не стали комментировать информацию. В ОГК-4 отметили, что идея совершенно новая и механизмы пока не проработаны.
Государство впервые признало, что нужно создать механизм возврата инвестиций в модернизацию старых электростанций, пишет «Коммерсантъ». В рамках нынешней модели энергорынка инвесторам гарантируется лишь окупаемость новых энергоблоков, включенных в обязательные инвестпрограммы. Включение модернизации в механизмы гарантии возврата инвестиций потребует уточнения правил работы оптового рынка, но пока правительство таких поручений не давало.

В пятницу вице-премьер Игорь Сечин на пуске энергоблока Шатурской ГРЭС (ОГК-4) сообщил, что правительство считает необходимым разработать механизмы окупаемости инвестиций в модернизацию старых энергомощностей. По его словам, подход к этому будет такой же, как в случае с новым строительством. Новые энергоблоки, сооружаемые в рамках обязательных инвестпрограмм ОГК и ТГК, должны окупаться с помощью договоров на поставку мощности (ДПМ). Такие договоры оговаривают, что новые мощности должны получать повышенные постоянные выплаты в течение первых десяти лет работы. Согласно постановлению правительства, ДПМ обеспечат возврат 71-100% инвестиций и эксплуатационных затрат.

Игорь Сечин уточнил, что модернизация существующих электростанций также являлась целью реформы энергетической отрасли, где изношенность мощностей достигает 70%. Работа по созданию механизмов возврата инвестиций в модернизацию ведется вместе с НП «Совет рынка» (регулирует оптовый и розничный энергорынки), добавил он. В партнерстве подтвердили, что идея разработки аналога ДПМ для модернизированных мощностей существует, но отказались раскрыть подробности. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, уточнил, что каких-либо поручений правительства или определенных сроков для создания такого механизма пока не появлялось.

Инвесторы неоднократно говорили о проблеме возврата инвестиций в модернизацию. Например, в июне исполнительный директор итальянской Энрико Виале рассказывал, что контролируемая компанией «Энел ОГК-5» предлагала Минэнерго включить в список ДПМ проект по модернизации энергоблока на Рефтинской ГРЭС с увеличением мощности с 300 до 325 МВт. Но в утвержденный правительством список объектов, по которым могут заключаться ДПМ, вошло только новое строительство. «Если государством будут предложены конкретные экономические стимулы для обновления действующих мощностей, безусловно, работа в этом направлении будет проводиться еще более активно, чем сейчас»,— сказал «Ъ» глава E.ON Russia Сергей Тазин. Он также отметил, что механизмы возврата инвестиций могут быть аналогичны тем, что сейчас запущены на рынке мощности. По данным E.ON Russia, концерн ежегодно вкладывает в действующие мощности около 3 млрд руб.

О создании механизма окупаемости модернизации говорилось еще в апрельском постановлении правительства, которое устанавливало правила определения цены на мощность в рамках ДПМ, говорит глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В документе действительно упоминаются не только новые, но и модернизированные энергоблоки. Но для новых электростанций определены и механизм ценообразования, и ключевые параметры (такие как стандартные расходы на строительство в пересчете на 1 кВт новой мощности, территориальные и сейсмические поправочные коэффициенты и так далее). Для модернизированных энергоблоков такие подробности не прописаны, экономическую обоснованность затрат инвестора предполагается устанавливать в «договоре о присоединении к системе оптового рынка». Это означает, что правительство передало право определять ставки оплаты модернизированной мощности структурам «Совета рынка».

Повышенные выплаты в рамках ДПМ увеличивают нагрузку на потребителя, отмечает господин Пикин. Но, добавляет он, модернизация мощностей повышает КПД электростанций и снижает расход топлива, поэтому в среднесрочной перспективе себестоимость электроэнергии должна снизиться.

Pin It

Добавить комментарий