Разрозненные электросети не позволяют организовать единую систему оперативно-технологического управления

Разрозненные электросети не позволяют организовать единую систему оперативно-технологического управленияРабота по консолидации бесхозяйных сетей ведется региональными администрациями и межрегиональными распределительными электросетевыми компаниями (МРСК), большая часть которых входит в находящееся под государственным контролем ОАО «Холдинг МРСК».

При условии поддержки органов исполнительной власти субъектов РФ эта работа позволит выполнить еще более масштабную задачу — консолидировать сети на уровне финансово устойчивых и социально ответственных собственников — МРСК, считает заместитель генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» по корпоративному управлению и собственности Алексей Перепелкин.

По его словам, сетевые компании, которые курирует Холдинг МРСК, постоянно сталкиваются с проблемой бесхозяйных сетей. Она является головной болью не только для потребителей, которые, естественно, страдают из-за этого, но и для сетевых компаний, к которым эти сети присоединены. Бесхозяйные сети являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения и серьезных потерь электроэнергии, как коммерческих, так и технологических. Сети изношены, сети постоянно создают аварийные ситуации. Для того чтобы решить проблему, на которую указал Президент РФ, в масштабах всей страны, потребуются комплексные действия, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Как правило, ныне бесхозяйные сети в советские времена находились на балансе предприятий, колхозов, совхозов, организаций других форм собственности. В постреформенный период сети оказались «балластом», который были не готовы взять на себя новые собственники имущества, появившиеся в результате масштабного процесса приватизации и банкротств предприятий в 90-е годы прошлого века.

Характерной также является другая ситуация. Законодательство обязывает застройщиков подводить к новым объектам жилой и коммерческой недвижимости инфраструктуру, в том числе электросетевую. После того, как строительство окончено, застройщики не заботятся о дальнейшей судьбе этих объектов, уходят со стройки, оставляя сети брошенными.

Холдинг МРСК видит эту проблему как часть более серьезной проблемы, существующей в распределительном электросетевом комплексе. В зоне ответственности распределительных электросетевых компаний Холдинга МРСК — 69 регионов России. На их территории действует более 2 тыс. территориальных сетевых организаций. Такой множественности мелких сетевых компаний нет нигде в практике развитых стран.

Такая разрозненность недопустима и неэффективна, считает Алексей Перепелкин. Отсутствуют единая система и требования по качеству электроснабжения, единый центр ответственности, в том числе за бесперебойность и качество электроснабжения. Отсутствует возможность по единым планам развивать электросетевую инфраструктуру, что приводит, в конечном итоге, к существенному удорожанию и снижению эффективности модернизации в электросетевом комплексе страны. Бесхозяйные и разрозненные, «лоскутные» сети не позволяют организовать единую систему оперативно-технологического управления. Бесхозяйные сети ввиду отсутствия центров ответственности в целом по субъектам РФ являются всего лишь вершиной этого большого «айсберга».

В сложившейся ситуации множественность компаний — это не то благо, которое посредством конкуренции могло бы привести к снижению издержек и тарифов для потребителей. На естественно-монопольном рынке это, прежде всего, приводит к увеличению издержек на содержание аппаратов управления многочисленных территориальных сетевых организаций и «псевдоконкуренции» за близость к административному ресурсу, который устанавливает тарифы. На региональном уровне необходимо комплексно рассматривать вопросы консолидации распределительного электросетевого комплекса, чтобы он мог объективно и экономически обоснованно развиваться, в том числе и решая вопросы бесхозяйных электрических сетей.
Механизм решения вопроса по бесхозяйным электрическим сетям достаточно непростой, комплексный. Предусмотренные законодательством процедуры занимают не менее года, а зачастую и больше, потому что они должны начинаться с действий муниципальных органов исполнительной власти. Эти органы должны выявить бесхозяйные сети, освидетельствовать их и поставить через соответствующие процедуры себе в собственность. После этого проводится работа с распределительными электросетевыми компаниями, которые могли бы взять на себя это бремя, на предмет приобретения бесхозяйных электрических сетей, либо заключение договора на их обслуживание.

В свою очередь, региональные власти должны в комплексе решать вопрос о том, чтобы обеспечить эту деятельность соответствующими источниками финансирования через тарифы: это затраты на содержание, на ремонт, на развитие; определенные средства должны предусматриваться и при утверждении региональными властями инвестиционных программ распределительных электросетевых компаний. Распределительные электросетевые компании также должны ответственно подходить к этому процессу, совместно с муниципальными органами проводить на этапе выявления бесхозяйных сетей их техническое освидетельствование. Открытые и понятные действия регионов и сетевых компаний позволят создать объективную «картинку» реального состояния сетей, определить первоочередные мероприятия, которые должны обеспечить их нормальное функционирование. Эти мероприятия необходимо проводить одновременно с минимизацией издержек на содержание сетей, снижать потери и, соответственно, возникающее давление на тариф. Издержки исторического процесса приватизации не должны перекладываться на плечи потребителей.

Pin It

Добавить комментарий