Россия обеспечит круглогодичную навигацию в Арктике

Российские ледоколы нового поколения «», «Сибирь» и «Урал» в настоящее время находятся на различных стадиях строительства. Атомоходы поочередно войдут в строй до 2022 года. Головной из них – «» – планируется к сдаче летом 2019 года.

Новый тип атомных ледоколов ЛК-60Я – наследник уникальной линейки судов типа «». Шесть кораблей-предшественников уже вошли в историю России и стали гордостью отечественных конструкторов и судостроителей.

Технический проект новых атомоходов создан ОАО ЦКБ «Айсберг». На ледоколе предусмотрена энергетическая установка с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт разработки ОАО «ОКБМ Африкантов». Водоизмещение – 33 540 т, длина – 172,2 м (160 м по ватерлинии), ширина – 33 м (32 м по ватерлинии), высота – 15,2 м, осадка – 10,5/8,5 м. Скорость хода – 22 узла. Экипаж – 74 человека. Таким образом, ледоколы типа ЛК-60Я проекта 22220 заявили свое мировое первенство – по размерам, мощности и ледокольным возможностям.

В создании этих особо мощных атомоходов участвует целый ряд ведущих промышленных компаний. Можно сказать, вся страна создает основу ледокольной флотилии, которой по силам обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике.

К примеру, Российский морской регистр судоходства в настоящее время принял турбину ТНД-17, изготовленную для ледокола «Урал» Уральским турбинным заводом (холдинг «РОТЕК»). Это шестая турбина для серии строящихся ледоколов. Для каждого из них УТЗ изготовил по две турбины и два конденсатора. Оборудование от УТЗ будет работать в составе атомной турбоэлектрической установки.

Применение электрической схемы движения значительно повысит маневренность ледоколов и позволит использовать мощность реактора практически мгновенно, без инерции, характерной для традиционных приводов.

Российский электротехнический концерн РУСЭЛПРОМ оснащает все три ледокола данного проекта компонентами системы электродвижения – гребными электродвигателями (ГЭД), турбогенераторами и другими устройствами. На сегодня РУСЭЛПРОМ изготовил и поставил по три ГЭД (на фото ниже) и два генератора для «Арктики» и «Сибири». На производственных площадках концерна завершается производство электрооборудования для «Урала».

Асинхронные электродвигатели для новых ледоколов не имеют аналогов в мире. Вес каждого ГЭД составляет более 300 т, а мощность – 20 МВт, что обеспечивает общую мощность на валах ледокола 60 МВт. Благодаря такой мощности атомоход сможет ломать льды толщиной до 2,9 м, что обеспечит беспрепятственное круглогодичное прохождение по Северному морскому пути.

Отметим, что высокая перегрузочная способность ГЭД позволяет обеспечить стабильное функционирование судна в условиях разной ледовой обстановки: при движении в сплоченных мелкобитых и набивных льдах, в условиях непрерывной работы ледокола в ровном сплошном льду, а также в сплоченных крупно-мелкобитых торосистых льдах, когда лопасти гребных винтов фрезеруют попавшие под них льдины.

При проектировании электрических машин к оборудованию были предъявлены наивысшие требования по надежности, перегрузочным способностям и минимизации текущих эксплуатационных расходов на весь срок его работы. К разработке были подключены все конструкторские силы РУСЭЛПРОМа. В итоге созданы инновационные продукты, которые в дальнейшем позволят комплектовать строящиеся суда отечественным электрооборудованием, не прибегая к услугам зарубежных поставщиков.

Также концерн участвует в работе по созданию уникального атомного ледокола «Лидер», мощность которого составит 110 МВт.



Закладка гребных электродвигателей в новейшие ледоколы типа ЛК-60Я проекта 22220

Pin It

Добавить комментарий