Пермский край: программа энергоэффективности

Пермский край: программа энергоэффективностиПолучение потребителем выгоды от сбережения ресурсов, инвестиционный энергосервисный контракт и открытая информационная система становятся отличительными особенностями экономической политики Пермского края.

Краевое правительство утвердило долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Пермского края на 2010—2015 годы».

Об особенностях этого важного и долгожданного для всего Западного Урала документа рассказывает куратор регионального проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности, заместителем министра градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Алексеем Храпковым.

— Алексей Анатольевич, хочу начать с понятийных вещей. Не синонимы ли эти понятия: «энергосбережение» и «энергоэффективность»?

— Конечно же нет. Первое, прежде всего, направлено на снижение потребления энергоресурсов, а второе — на их полезное и эффективное расходование. Разница в понятиях прослеживается уже в самих названиях федеральных законов. Если закон от 03.04.1996 г. №28-ФЗ назывался «Об энергосбережении», то принятый в ноябре 2009-го закон №261-ФЗ — уже «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...».

— Чем же вызваны такие принципиальные отличия?

— Здесь два момента. Первый — страна перешла на рыночные рельсы. Наша промышленность интегрировалась в мировые конкурентные отношения. На сегодня практически весь реальный сектор экономики — в рынке. Второй момент — завершение реформирования российской энергосистемы с разделением ее на конкурентную (генерация и сбыт) и условно-монопольную (сети) составляющие.

Так что, на мой взгляд, в части стимулирования к энергосбережению реальному сектору экономики «ноги переставлять» уже не нужно: созданы все необходимые условия. Это нашло отражение в смене векторов. Если закон №28-ФЗ был направлен на стимулирование энергосбережения у крупных промышленных потребителей и самих энергетиков, то закон №261-ФЗ - на экономию таких ресурсов там, где зачастую, по русской поговорке, и конь не валялся: в бюджетной и жилищной сфере, малой энергетике.

В общем объеме энергопотребления эти три сектора занимают в промышленно развитых регионах от 12 до 15 процентов, но важность осуществления здесь политики сбережения чрезвычайно велика: резервы в натуральных показателях - до 40проц. Законодатель ставит такие задачи: на первом этапе - 2010—2011 годы - отработать бюджетную технологию, а на втором - 2011—2013 - жилищную. Параллельно же пойдет все, что связано с малой энергетикой: котельные ЖКХ, водоканалы и т. д.

Все эти подходы и отражены в нашей программе, которую разработало ФГУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ - победитель нашего регионального конкурса (в нем участвовали пять столичных организаций и одна местная).

— Отличается ли пермская программа от аналогичных документов других регионов?

— Да, и существенно. Мы не пошли шаблонированным путем. Первое отличие — эффект энергосбережения должен оставаться у потребителя. Особенно когда речь о бюджетных организациях. Мы должны создать такую систему мотивации, при которой у руководителя появится интерес к энергосбережению. Тогда он сможет усиливать экономию, а полученные в результате этого средства будет направлять на нужды своего учреждения: увеличение фондов оплаты труда, улучшение материальной базы и т. д.

Второе отличие - инвестирование энергосбережения через энергосервис. Вводим понятие: энергосервисный контракт (ЭСК). Его заключает потребитель с энергосервисной организацией, которая и становится инвестором. Она предлагает услугу, разрабатывает ее, инвестирует и гарантирует получение эффекта от проведения мероприятий. Долю от этого эффекта она и получает по договоренности с контрагентом-потребителем.

Во внедрении в практику ЭСК - наше отличие от многих других регионов, которые пошли по пути вкладывания бюджетных средств в энергосбережение.

— Но не скажутся ли на успехе этого устоявшиеся привычки работать по старинке?

— Скажутся. Но именно одна из главных задач программы — преодоление ментальности поведения. И речь тут не только об энергосервисных компаниях. Нужно в корне менять поведенческую модель потребителя. Вот вопиющий факт: каждый третий компьютер в офисах бюджетных организаций не выключается после рабочего дня: вхолостую «молотит» 16 часов в сутки. Только представьте, какой тут в сумме жуткий перерасход электричества! А если добавить сюда то и дело включаемые электрочайники, беспрерывно текущую воду из кранов и т. п., то становится ясно: стимулов экономить ресурсы у нас как не было, так и нет. На их создание также нацелена наша программа.

— Она, помимо всего прочего, нацеливает регион на создание инфраструктуры рынка энергосбережения, отделенного от рынка большой энергетики. Пойдет ли на это наш энергосервис?

— Пойдет, да еще как! Когда в нынешнем апреле через Ассоциацию энергетиков Западного Урала мы объявили о наших намерениях, сразу же собралось около полусотни представителей энергосервисных компаний. И многие заявили: «Мы готовы работать по ЭСК!»

Но не скрою: нужно еще немало усилий и времени, чтобы изменить психологию энергосервиса: он - не подрядчик выполнения работ, а инвестор! Это принципиальная особенность, требующая от компаний такого рода, помимо четкого исполнения их прямых обязанностей, еще и умения изыскивать средства на инвестиции. А свободных денег на это у них, как правило, нет, и это объективная причина. И здесь должна заработать схема: банк - энергосервис - потребитель. Мы уделяем этому в программе немалое внимание. Будем способствовать тому, чтобы малый бизнес мог брать кредиты под гарантии, например, Пермского центра развития предпринимательства. Таким образом, достигаем двух важных подвижек: активизируем энергосбережение, поддерживаем малый и средний бизнес.

— А потребитель? Что ему-то делать на старте программы?

— Провести энергоаудит и установить приборы учета (ПУ): без этого невозможно оценить результаты энергосбережения. В программе прописаны и зафиксированы источники субсидирования этого.

Более того, заложены средства на финансирование обоих процессов в краевых организациях и даны рекомендации органам местного самоуправления в территориях Прикамья сделать то же самое относительно муниципальных учреждений.

— Но, насколько мне известно, ныне в крае разгорается нешуточная полемика: приборы учета — это окупаемая или не окупаемая составляющая затрат?
— Практика показывает, что установка приборов учета (ПУ) примерно у 20проц потребителей края может принести им отрицательный эффект. Парадокс? Если бы! Это свидетельствует о том, что в ряде случаев потребитель у нас грамотный, может отстаивать свои интересы и фактически потребляет больше, чем ему выставляют в счетах: ну так он заключил договор. Второй момент: договор на партнерских отношениях. Тут тебе и социально ответственный бизнес: у кого поднимется рука «обидеть» детский садик, например.

Есть и совсем банальные вещи, когда нормативы потребления энергоресурсов не соответствуют фактическому их использованию. И это тоже вскрывают ПУ! Вот почему мы заложили субсидирование их установки в бюджетной сфере. Но именно в формате субсидирования: по учреждениям, у которых срок окупаемости проекта более двух лет.
Примечательный момент: те бюджетные организации, которые перешли в статус автономных и ныне забирают эффект от энергосбережения себе, сами ставят себе ПУ. Заинтересованность в этом налицо! Ну а точку в упоминаемой вами полемике поставил, на мой взгляд, крупнейший специалист, руководитель федерального проекта «Энергоэффективная социальная сфера» Дмитрий Зубов. На недавнем энергофоруме в Перми он подчеркнул: «ПУ - не инвестпроект. Они только создают основу для последующих инвестиций в энергосбережение».

Подведу итог по бюджетной сфере: потребитель и энергосервис здесь сформированы, мостики между ними проложены. В путь, вперед!

— Насколько сложнее ситуация в жилищной сфере?

— Намного. Сегодня мы считаем правильным реализовывать норму ФЗ, которая предусматривает установку ПУ. Деньги на это будем отдавать в муниципалитеты на условиях софинансирования: по 30проц краевой и муниципальный бюджеты, а 40проц — собственники жилых помещений. Такой вариант, например, для Перми позволит сгладить остроту проблемы, вызванной тем, что жителям многоэтажек приходится платить за ПУ меньше, чем тем, кто проживает в 2-3-этажных домах.

— На энергофоруме, о котором вы говорили, руководитель другого федерального проекта «Считай. Экономь. Плати» Михаил Слободан высветил важную проблему, когда в ряде регионов идет обратный процесс вывода из эксплуатации уже установленных ПУ: они просто невыгодны жилуправленцам. А что у нас?

— Да, это серьезная проблема, связанная в первую очередь с тем, что существующие на сегодня нормативы потребления энергоресурсов не стимулируют к экономии и установке ПУ. Но нужно понимать, что отсутствие ПУ — основа конфликтов между потребителем и поставщиком энергоресурсов. Что мы сегодня и видим в Перми. Ведь помимо всего прочего ПУ ставят границу доначислениям поставщиком, а значит — потребитель защищен!

— Программа предусматривает создание своего рода открытой информационной площадки, где каждый мог бы получать сведения о ходе ее реализации. Что для этого предусматривается?

— На обучение основам энергосбережения, методикам энергоаудита, на пропаганду энергосбережения и информирование населения заложено около 40проц всего объема средств программы. И это тоже существенно отличает нас от программ других регионов. Мы хотим сделать эту тему доступной, популярной и модной. Только так, на мой взгляд, можно добиться успеха в этом направлении.

— И напоследок. Алексей Анатольевич, если откровенно и только для читателей «Делового Прикамья»: до чего не дошли руки в этой программе у ее создателей?

— На мой взгляд, режим цейтнота, в котором готовилась программа, помешал нам осветить ряд моментов подробнее. Так, в стороне оказалась сфера промышленности. А это огромный массив: одна только березниковская АВИСМА-ВСМПО забирает 12проц объема электроэнергии, потребляемого всем краем. И хотя ряд инструментов повышения энергоэффективности реального сектора экономики в программе присутствуют, своего решения здесь ждут вопросы перекрестного субсидирования и долгосрочного тарифного регулирования. Также недостаточно внимания в программе уделено вопросам экологизации, в частности использования экологического топлива в транспорте и вторичных источников энергии для выработки электрической и тепловой энергии. А это как раз то, чему в Европе уделяют ныне большое внимание.

Но это уже следующий этап нашей работы по внесению дополнений в программу: такой процесс в свете продления ее действия до 2020 года предусмотрен постановлением краевого правительства. Так что останавливаться на достигнутом мы не намерены.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
*** В правительстве Пермского края до 31 декабря 2010 года будет разработана и утверждена форма мониторинга реализации программы; в нее внесут изменения с целью продления до 2020 года.

*** Общая потребность финансового обеспечения программы из всех источников финансирования на 2010—2015 годы - 33 951,03 млн руб. В том числе:

— расходы бюджета края — 460 млн руб.;
— расходы муниципальных бюджетов — 170,5 млн руб.;
— внебюджетные источники — 33,32 млрд руб.

*** Ожидаемые конечные результаты реализации программы;
— снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта к 2015 году — не менее 30проц;
— уменьшение удельной величины потребления энергоресурсов в многоквартирных домах — на 15проц;
— снижение энергопотребления в бюджетных учреждениях — на 15проц;
— оснащение приборами учета энергоресурсов в бюджетных учреждениях — 100проц;
— обязательные энергообследование и энергопаспортизация всех органов госвласти края и местного самоуправления, организаций с участием государства и муниципалитетов региона — 100проц.

СПРАВКА
Программа становится основой для проведения согласованной региональной энергетической, экономической и инновационной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Пермском крае.

Механизм ее реализации предполагает осуществление мониторинга, ежегодный анализ полученных результатов и корректировку действий с учетом изменений социально-экономических условий.

Реализация программы обеспечит повышение качества жизни населения и снижение энергоемкости производимой в крае продукции на основе обеспечения рационального использования энергоресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создания условий для повышения энергоэффективности региональной экономики, бюджетной и жилищной сферы.

Источник: Центр энергосбережения Пермского края
Pin It

Добавить комментарий