Требования Федерального закона №261-Ф3 к энергоаудиту зданий и сооружений

Требования Федерального закона №261-Ф3 к энергоаудиту зданий и сооружений

Начальник СКБ
В.А.Флорин

Требования Федерального закона №261-ФЗ
к энергоаудиту зданий и сооружений

11 ноября 2009 года Государственной Думой принят Федеральный Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».

Целью Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. (Гл.1 Ст.1 п.2)

Федеральный закон, в числе прочих, использует следующие основные понятия (Гл.1 Ст.2):

Энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

Энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

Класс энергетической эффективности — характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

Энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

Энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах (Гл.1 Ст.4):

1)эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2)поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3)системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4)планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5)использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся (Гл.2 Ст.6):

1)формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2)разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3)координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

6)определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

7)установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

9)установление порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

11)установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

13)определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;

14)осуществление федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления (Гл.3 Ст.9):

3)обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;

4)требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

5)обязанности проведения обязательного энергетического обследования;

6)требований к энергетическому паспорту;

7)обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

9)требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

10)требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

14)порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя (Гл.3 Ст.11 п.2):

1)показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

2)требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

3)требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. (Гл.3 Ст.11 п.4)

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности. (Гл.3 Ст.12 п.1)

Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. (Гл.4 Ст.1)

Основными целями энергетического обследования являются (Гл.4 Ст.2):

1)получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2)определение показателей энергетической эффективности;

3)определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4)разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. (Гл.4 Ст.3)

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее — Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"). (Гл.4 Ст.4)

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. (Гл.4 Ст.5)

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома. (Гл.4 Ст.6)

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию (Гл.4 Ст.7):

1)об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2)об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3)о показателях энергетической эффективности;

4)о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5)о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6)о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев). (Гл.4 Ст.8)

Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации. (Гл.4 Ст.9)

Подводя итог можно сказать, что энергоаудит – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов, сличение показателей энергетической эффективности с нормируемыми, разработка мер по повышению показателей энергетической эффективности и занесение результатов в энергетический паспорт здания или сооружения.

Так как закон «об энергосбережении» принят взамен аналогичного закона от 1996г., логично предположить, что требования к показателям энергетической эффективности зданий и сооружений так же претерпели изменения. Однако, на сегодняшний день, нормативы ГОСТР51387‑99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения», ГОСТР51541‑99 «Энергетическая эффективность. Состав показателей» и т.п. не обновлены, региональные и муниципальные программы в области энергосбережения практически не разработаны и, насколько нам известно, ни одна саморегулируемая организация не зарегистрирована. Это значит, что ни одна из организаций с участием государства или муниципального образования и организация, осуществляющих регулируемые виды деятельности не сможет повысить энергоэффективность зданий и сооружений (а необходимость разработки мероприятий закреплена в кодексе РФ об административных правонарушениях) иначе, чем снижением потребления энергоресурсов (нарушением температурного режима в помещениях).

Так же необходимо обратить внимание на то, что ряд организаций, предлагающих услуги по проведению энергоаудита, предлагают ограничить сбор информации тепловизионным обследованием. Такая информация, безусловно, полезна на начальном этапе энергоаудита. Результаты тепловизионного обследования позволяют найти «проблемные» участки ограждающих конструкций зданий и сооружений (при этом обращать внимание стоит не только на «горячие», но и на «холодные» участки). Но целью обследования являются выявление причин и разработка мероприятий по снижению потерь, а по результатам тепловизионного обследования принять решение о причинах потерь невозможно. Причинами могут быть как недостаточное тепловое сопротивление ограждающих конструкций, оконных и дверных блоков (для «горячих» участков), низкая температура отдельного элемента системы отопления (для «холодных» участков) так и многие другие.

В настоящее время ОАОНПП«Эталон» может предложить ряд приборов для энергоаудита: для обследования системы отопления – портативные измерители температуры с поверхностными датчиками температуры и портативный пирометр; для обследования ограждающих конструкций – стационарный и портативный измерители тепловых потоков с датчиками теплового потока и портативный пирометр, измеритель теплопроводности ИТ-2, система тепловизионного контроля СТК-1.

В ближайшие два года специалисты ОАОНПП«Эталон» планируют разработать полностью укомплектованный переносной комплект приборов для энергоаудита.

статья начальника СКБ Флорина Виктора Александровича ,
прочитанная на"Семинаре-2010г" 23-24 марта 2010года -
В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ-СОВЕЩАНИИ
«ЭТАЛОННЫЕ И РАБОЧИЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ТЕПЛОФИЗИКИ. ЭНЕРГОАУДИТ»

Pin It

Добавить комментарий