Дорожная карта. Нардеп рассказал, как интегрировать транпортную систему в ЕС


Председатель парламентского Комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич о том, сколько теряет от плохих дорог.

Говорят, каждый иностранец, кто впервые пересекает украинскую границу, впадает в ступор от двух вещей: неистовых очередей на пропускных пунктах с нашей стороны и невероятно разбитых дорог – любого значения и масштаба. Европейцы вроде бы даже шутят: хочешь дорожного экстрима – поезжай в Украину.

В то же время сами украинцы, кажется, за 25 лет настолько привыкли к такому упадку, что до недавнего времени даже не пытались навести порядок в собственном дорожном хозяйстве.

А зря. Транзитный потенциал нашей страны – колоссальный. Пользуйся мы им хотя бы наполовину – Госбюджет был бы богаче в несколько раз, уверен Ярослав Дубневич. Он как раз и ключевая фигура в нынешнем политикуме, которая сплотила вокруг себя сторонников в транспортной отрасли. Точнее – это парламентская движущая сила такой себе украинской транспортной революции. Дубневич горячо верит, что эта революция возможна уже в ближайшее время. Мало, что верит – он, собственно, ее уже начал. Причем, сразу на нескольких фронтах.

Разговор с Дубневичем происходит у него в рабочем кабинете в парламентском Комитете и ежеминутно прерывается: мешает телефон. Депутат реагирует спокойно: это для него нормальный режим. Ведь он занимается не только законотворчеством – у него еще куча дел по округу на щине, откуда избирался как мажоритарщик. И люди держат связь со своим депутатом ли не ежедневно.

Дубневич общается исключительно на украинском. Поэтому мы решили сохранить ее и в печатной версии беседы.

— Как на меня, это звенья одного целостного рабочего процесса. Не стал бы называть его так громко: революция. Идет, наконец, развитие отрасли, интеграция украинской транспортной сети в европейское пространство. Этим, кстати, следовало бы начинать заниматься еще много лет назад. Определенное время и определенные возможности потеряно. Сейчас наша задача – как можно быстрее наверстать то упущенное.

— До недавнего времени не было понятно, как именно тот Фонд наполнялся бы. Наш Комитет совместно с Министерством инфраструктуры разработало соответствующие законопроекты №№ 4014 и 4015, где такие механизмы прописаны. Названные законы вносят изменения в Бюджетный кодекс и отраслевой закон «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» и четко определяют, каким образом будет финансироваться Дорожный фонд.

— Источники наполнения – это акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств, акцизы с ввозимых на нашу территорию подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств; таможенная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним, а также плата за проезд автомобильными дорогами транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные и другие.

— Согласно Закону о Госбюджете, в следующем году в Дорожный фонд будет направлено 26,75% от таможенных и акцизных поступлений, В 2018 году — 50%; в 2019 году — 75%, а с 2020 года – уже 100%. Если говорить об абсолютных цифрах, то за нашими совместными с Министерством финансов подсчетам, реализация законов о Дорожном фонде в первые годы даст возможность аккумулировать от 35 до 45 млрд грн.

— Сейчас «дорожные» деньги, которые собираются таким образом, далеко не всегда тратятся именно на пути – они идут туда, куда, по мнению чиновников из министерств, их надо немедленно потратить. Да и суммы, которые аккумулируются сегодня на счетах а, в десятки раз меньше фактически необходимы. Отрасль требует колоссальных вливаний. Речь идет о десятки – нет, сотни миллиардов. До 90% всех путей вдвое или втрое превысили свой ресурс. В то же время весь бюджет а за прошлый год (без учета долговых обязательств) составил лишь 3,4 млрд грн. Этого года – 6,5 млрд грн.

Теперь деньги будут. Во-первых, как я уже отметил, в законах определены конкретные источники финансирования. Во-вторых, Фонд защищено со всех сторон. Средства, находящиеся в нем, могут быть использованы исключительно по целевому назначению. Направить их куда-то «не туда», или просто разворовать — уже никто не сможет. Еще момент: предприятия, которые будут заниматься строительством и ремонтом дорог, будут определяться на открытом прозрачном тендере. Фирма, победившая в тендере, будет иметь право на эксплуатационное содержание конкретной дороги в течение 10 лет. Она будет кровно заинтересована в том, чтобы не делать ремонты каждый год. Это станет возможным благодаря изменениям, которые предусмотрены законопроектом № 0954.

— Не потеряют. Наоборот! 2017-й год определен как переходный. Это время отводится для того, чтобы исполнительная ветвь власти – Кабмин – могла подготовить пакет необходимых подзаконных актов и документов, обеспечивающих практическое функционирование принятых законов, чтобы они не остались только на бумаге. За этот год необходимо сделать реальные шаги:

подготовить к передаче облгосадминистрациям дороги местного значения; реформировать Государственную акционерную компанию «Автомобильные дороги Украины», и , чем уже занимается министр инфраструктуры Владимир Омелян; создать условия для внедрения долгосрочных договоров по эксплуатационному содержанию дорог до 10 лет (о чем я уже сказал выше). Сейчас, кстати, пилотный проект такого вида контракта OPRC реализуется на трассе Киев-Чоп, исполнителем выступает известная турецкая компания ОНУР. И уже на этой почве начнет работать Дорожный фонд.

— На счет а пойдет 60% средств для государственных дорог, еще 35% — будут выделены в виде субсидий в местные бюджеты (на уровне областей) на ремонт и починку дорог местного уровня и коммунальных дорог. 5% — на безопасность движения.

— Идея передать дороги местного значения в управление органам местного самоуправления звучит во властных коридорах давно. Еще в 2010 году ЕБРР предоставил Украине кредит на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. В кредитном соглашении было три условия: дороги общего пользования местного значения передаются в управление органам местного самоуправления, одновременно создается специальный фонд, который будет аккумулировать средства на развитие дорожного хозяйства в стране, и реформируется . Однако тогда ухватились только за реализацию первого пункта, игнорируя два других. Появился соответствующий законопроект о передаче дорог. Но стартовать с ним при отсутствии дорожного фонда и без проведения а было в корне неправильно. Государство, предоставляя обществу право управления дорогами, должна предоставить и соответствующий источник финансирования. Именно поэтому я с трибуны призвал отложить рассмотрение законопроекта – пока не будет создан дорожный фонд. Законопроект после первого чтения был взят на доработку нашим транспортным Комитетом. Ко второму чтению мы максимально приблизили документ до европейских норм. И уже на тематическом «инфраструктурном» дни в парламенте – когда рассматривались законы, связаны с темой инфраструктуры – этот законопроект №0954 было принято одновременно с законами о создании Дорожного фонда.

— Дорожный фонд – это старт всей в отрасли. Он позволит Украине использовать в полной мере свой транзитный потенциал. И это самое главное. Мы принципиально обновим инфраструктуру автодорог, качество дорожного покрытия по всей стране. Это даст возможность украинским дорогам органично влиться в сеть европейских дорог. Еще один существенный момент. Наконец прекратится позорная практика, когда асфальт на дорогах кладут и в снег, и в дождь» — за то, что необходимо незамедлительно (до конца года) освоить средства, которые выделены на ремонт. Фонд будет аккумулировать средства – в этом его суть. При его наличии с появится возможность среднесрочного планирования работ. Отныне и представители местного самоуправления смогут, опираясь на средства Фонда, утверждать и реализовывать программы развития и строительства дорог. Что, в свою очередь, четко продемонстрирует международным кредиторам платежеспособность и сговорчивость Украины: они увидят, что есть определенная статья в Госбюджете, которая защищена и обеспечивает бесперебойное финансирование отрасли из конкретных источников. А это означает, что работы по перестройке дорог будут вестись на практике, а не на бумаге, а в итоге сможет без проблем вернуть привлеченные кредитные ресурсы.

— Сначала о «VIA Carpathia». Это уникальный по своему масштабу проект Евросоюза, в который вошли все европейские государства. Это автомагистраль вдоль границы Украины с выходами в отдельных странах, что проляжет через территорию Литвы, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции.

В марте 2016 года в Варшаве состоялась Международная в транспортной отрасли в Карпатском регионе, на которой была совершена так называемая Ланцутская декларация II. Подписанты договорились о тесном сотрудничестве на межправительственном уровне в строительстве пограничных участков дорог и необходимой дорожной инфраструктуры и привлечении средств международных финансовых организаций. Тогда участники Декларации заявили: маршрут «Via Carpatia» должен строиться с ответвлениями, которые будут проходить по территории Украины. Таким образом, становится участником развития транспортных коридоров.

Вот те три направления с участием нашей страны, о которых договорились в марте. Первый: от польского Жешува через и Черновцы до румынских Сучаве, Бакэу и города Галац. Второй: от Люблина () в Холм, затем через Ковель на Киев, далее – на Киев и Тернополь, после того – через Винницу в Одессу. Третий маршрут: из Люблина через Замостье () — на и Тернополь, а затем – Румыния: через Сирет на Бухарест.

А на недавнем совместном заседании парламентского Комитета по вопросам транспорта и Комиссии инфраструктуры польского Сейма, о котором вы упомянули в вопросе, была достигнута договоренность дополнить еще одним, четвертым, маршруту Будет создан отрезок в сторону а, Тернополя, Хмельницкого, Винницы с последующим выходом на Одессу. Что в итоге соединит северные польские порты на Балтике Гданьск и Гдыню с украинскими портами в Одессе, Николаеве, Херсоне.

По убеждению участников встречи, такой проект можно рассматривать как возрождение Великого шелкового пути для транзита грузов из Европы в направлении Восточной Азии и Китая.

Наша долгосрочная цель: использовать все возможности нашего транзитного потенциала, стать главным участником проекта. Так в конце концов начнет получать пользу от своего уникального геополитического расположения. Ведь ежегодно мы теряем огромные деньги только за то, что у нас нет нормальных дорог и транспортной инфраструктуры. Участие Украины в проекте «VIA Carpathia» существенно, в несколько раз усилит транзитный поток. И — в свою очередь — значительно увеличит наполнение Госбюджета.

Кстати, хочу подчеркнуть: совместное , о котором вы напомнили, состоялось по инициативе нашего парламентского Комитета по вопросам транспорта и был поддержан польской стороной. Наконец, оно стало выдающимся событием – на этой встрече с польскими коллегами удалось разработать дорожную карту в нескольких направлениях сразу.

В частности: увеличение количества пунктов пересечения границы. Как результат – мы преодолеем проблему многокилометровых пробок на подъездах к пунктам пересечения. Следующее: развитие путей автомобильного и железнодорожного сообщения. Реализация проектов «Евроколея Варшава-». В целом программа на короткую перспективу имеет следующие пункты: расширение пассажиропотока, активизация туристических направлений, объединяющих четыре исторические города: Краков, Перемышль, и Киев, — и увеличение движения грузов через границу в обоих направлениях.

В этом контексте мы договорились относительно восстановления железнодорожных пассажирских перевозок между ом и Перемышлем. Это можно сделать путем продолжения курсирования поезда «Інтерсісті+» Киев- до Перемышля. Сейчас прорабатывается вопрос цены билетов – она должна быть доступной как для поляков, так и для украинцев. Запуск ожидается уже в декабре этого года.

Хочу еще раз подчеркнуть: все эти договоренности и стратегические планы стали или становятся возможными лишь в результате усовершенствования украинского законодательства. В частности – принятие законов о Дорожном фонде. Но на этом работа не прекращается. В ближайшее время мы вынесем на рассмотрение парламента очередной ряд важных «транспортных» законов, наработанных Комитетом.

 

Pin It

Добавить комментарий