Иван Плачков о том, почему основные газовые баталии между Украиной и РФ еще впереди

Mind побеседовал с бывшим главой министерства топлива и энергетики Иваном Плачковым о том, как он видит перспективы НАК " Украины, которая стала заложником сложных взаимоотношений между руководством госхолдинга и правительством. Учитывая весьма значительный опыт в системе гоарственного управления, в своих рассуждениях наш собеседник вышел за пределы традиционных представлений об актуальных процессах и людях во власти, способных изменить ситуацию.

Интересными оказались размышления Ивана Плачкова о проблемах нынешнего гоарственного менеджмента в нефтеовой отрасли, перспективах украинско-российских овых отношений и тех трансформациях, которые способны реально улучшить национальную экономику.

– В этом году "" должен возобновить закупки российского а напрямую у "а" – 5 млрд куб. м на условиях "бери или плати". Такое решение принял Стокгольмский арбитраж накануне Нового года. Чтобы выполнить это условие, стороны должны согласовать цену на . Как вы оцениваете перспективы таких переговоров?

– Решение Стокгольмского арбитража по спору "а" и "а", о котором стало известно в конце декабря, частично удовлетворило требования украинской стороны к "у". Однозначной победы Украины в этом решении нет. Да, еще своим первым решением по этому спору арбитраж признал несправедливым условие "бери или плати". И 22 декабря, по информации НАК, требование "а" доплатить $56 млрд по этому условию отклонено. Однако декабрьским решением "", по сути, получил гарантии погашения долга по сниженной цене (цене, сложившейся в Европе) в объеме $1,5–2 млрд. А обязал Украину закупать около трети – 5 млрд куб. м – от всего импорта а Украиной, за счет закупок у "а". Цену этого а еще предстоит согласовать, поэтому Украина и Россия должны будут возобновить непростые .

Это проблема гоарственного уровня, за решение которой отвечает правительство Украины. Переговоры должны вестись на межправительственном уровне, на уровне отраслевых министерств с участием, в том числе, "а" и "Укртранса".

Ситуация усугубляется тем, что и без того сложные отношения между компаниями еще, на мой взгляд, усложнились в ходе слушаний в Стокгольме. Стороны предъявляли друг другу много требований, в том числе и необоснованных. Поэтому будущий межправительственный диалог будет сложным. И, чтобы выйти из этого процесса с взаимоприемлемыми решениями, в этих переговорах должна участвовать вся гоарственная машина.

Но большинство настоящих профессионалов – специалисты гоарственного уровня, способные адекватно оценивать ситуацию, эффективно решать актуальные проблемы и вести , сейчас оказались невостребованными. Кто-то – по своей воле, кто-то – против нее. Ведь в нынешних условиях, которые сложились в стране, существует риск, что высококлассные специалисты будут перемолоты в жерновах эмоций тех, кто далек от профессионального управления гоарством.

– В современной истории Украины были эффективные руководители гоарственного уровня, способные решать самые сложные овые проблемы с выгодой для страны?

– Тут я могу озвучить свое мнение, которое может показаться непопулярно и противоречит сложившимся стереотипам.

Первое. В современной истории Украины самым эффективным переговорщиком по у был Леонид Данилович Кучма, который в кризисных ситуациях садился в и лично урегулировал проблемы поставок а в Москве, Узбекистане, е или Туркменистане. В то время был совсем другой период взаимоотношений между гоарствами, в том числе и на уровне первых лиц.

Второе. Игорь Бакай (создатель НАК " Украины и первый руководитель) в свое время проводил достаточно эффективные по поставкам а в Украину в обмен на бартерные поставки, как правило, невостребованного в Украине оборудования и материалов в Россию, , Туркменистан по очень выгодным для Украины ценам. В период конца 1990-х – начала 2000-х годов Украина получала необходимый объем а, что позволяло обеспечивать его баланс без повышения цен для населения и промышленности.

Третье. В 2005 – 2006 годах случилась так называемая первая овая война, когда шли очень сложные по ценовым параметрам, объемам поставки. Тогда одним из самых профессиональных и бескомпромиссных переговорщиков был Игорь Воронин (курировал международные контракты в "е". – Mind). В ходе переговоров был достигнут компромисс, поставки а в Украину возобновились. При этом повышение цены с $55 до $95 за 1000 кубометров было компенсировано повышением цены за транзит с $1,09 до $1,6. То есть экономического ущерба для Украины не было.

И конечно же, успешность переговоров основывалась на высочайшем профессионализме ответственных работников "а Украины" – Николая Гончарука, Антонины Марченко и многих других.

– Украине, кроме закупок а, в ближайшей перспективе также надо урегулировать с "ом" транзит российского а после 2019 года, когда закончится действующий контракт. В нынешней сложной политической ситуации между Украиной и Россией возможен ли взаимовыгодный консенсус в транзитном вопросе?

– Серьезная проблема в том, что официально у нас с Россией войны нет, но и для урегулирования спорных вопросов странами также не ведутся. " Украины" заинтересован сохранить овый транзит, однако не обозначены конкретные условия этого транзита. Но прежде всего, эта тема должна стать предметом межправительственных договоренностей.

Основные переговорщики с обеих сторон – это министерства энергетики, а "" и "" должны стать участниками и исполнителями результатов этих переговоров. Для большей надежности, есть смысл проводить их на территории третьей стороны – в Евросоюзе. Но все проблемы обсуждать надо не с позиции эмоций, а с точки зрения права и экономической целесообразности.

Игнорировать или замалчивать проблему будущего украинской – это большая ошибка и даже преступление. Но этот вопрос никогда не решался на уровне компаний. Будущее – это проблема гоарственного масштаба, в том числе касающаяся и нашей национальной безопасности. Главная роль в ее решении должна быть отведена правительству Украины, которое определяет стратегию развития украинской экономики в целом и конкретно "а". А стратегия НАК должна соответствовать стратегии развития всего гоарства.

Да и такое сильное напряжение в отношениях с Россией долго продолжаться не может. Ситуация постоянно меняется. И даже заклятые враги, как свидетельствует история Западной Европы, могут в перспективе стать ближе, чем до ожесточенного противостояния. Так, например, произошло в отношениях Германии с Францией, Польшей, Британией.

Украине надо как можно скорее приступить к обсуждению перспектив . Ведь это не только во многом определяет весомый статус в раскладе на европейском овом рынке, но и, конечно же, возможность получения финансовых выгод. Но обстоятельства осложняются тем, что в Украине уже фактически началась президентская избирательная кампания. Поэтому, к сожалению, этот вопрос рассматривается через призму политической составляющей.

Похожий прецедент уже был. Вспомните, какие страсти кипели вокруг нефтепровода "Одесса – Броды", чтобы обеспечить поставку каспийской нефти в Польшу через украинскую территорию. Сколько звучало громких пафосных споров! Реверс… Аверс…

– И что в итоге?

– Ничего. Нынешняя ситуация с украинской очень напоминает ту историю. Но у нас еще есть шансы сделать так, чтобы ьба сложилась более благополучно, чем нефтепровода "Одесса  – Броды", который почти канул в лету… Мы обязаны сделать так, чтобы этот стратегический актив приносил пользу нашему гоарству и укреплял его позиции на международной арене.

– Благополучные шансы решить проблему , о которых вы упоминаете, высоки?

– Украина – молодое гоарство. Всего лишь 27 лет идет процесс становления как демократии, так и экономики. А противостояние на Востоке, потеря Крыма значительно усугубляет ситуацию.

Сегодняшняя власть в нашей стране неэффективна по целому ряду причин: кадровая чехарда, ротации, абсолютно не логичные назначения, в том числе представителей других стран. На мой взгляд, власть еще не созрела для того, чтобы в полной мере противостоять сегодняшним вызовам.

Основной признак слабости – это высокий уровень тенизации экономики, который я оцениваю до 60%. Это значит, что поступления налогов в гоарственный бюджет очень низки. Из-за этого гоарство не в состоянии выполнять свои социальные функции – обеспечивать высокое качество медицинского обслуживания, образования, безопасности и т.п.

– Как вы оцениваете качество управления "ом Украины" в таких неблагоприятных экономических и внешнеполитических условиях?

– Я не завидую нынешнему руководству "а". В чем-то даже поддерживаю, переживаю за них. И даже многие их действия мог бы принять, если бы они были более искренними и открытыми. Не надо лишних слов, всем и без этого понятны все сложности! Да и людей нельзя обмануть перспективными идеями, какими бы привлекательными они ни казались.

Лучше честно объяснить, что в сложившейся ситуации реформа компании движется вперед, но не так быстро, как хотелось бы. А если кто может быстрее и эффективнее реформировать холдинг – пусть придет и реформирует. Но не надо держаться за его миллиарды! Ведь в любом случае наступит момент, когда карьера в "е" завершится. И если управлял честно, без лукавства и манипуляций, то будешь достойно и свободно себя чувствовать, а не прикрываться охраной и бронированными автомобилями.

Так и многие люди, которые неожиданно, во многом удивительно для нас попали в систему гоарственной власти, не пройдя все необходимые этапы роста, они по своему опыту еще не готовы к тому, чтобы полноценно и эффективно руководить на высоком гоарственном уровне.

Когда ты еще не дорос до нужного уровня, но волею ьбы попадаешь на высокую должность, ты подсознательно чувствуешь свое несоответствие, начинаешь излишне суетиться, проявлять публичную активность, много рассказывать о своих успехах в социальных сетях, мельтешить, говорить много лишнего. Создается впечатление, что они только тем и занимаются, что пишут посты в соцсетях, участвуют в международных конференциях, различных форумах. Тем самым как бы стараясь оправдать свое соответствие высокой должности. Такой стиль деятельности не способствует адекватной оценке происходящей ситуации и принятию эффективных решений в интересах гоарства.

– Не обидятся ли на ваше яркое сравнение молодые реформаторы?

– У меня достаточный жизненный опыт, который дает мне возможность оценивать ситуацию. Я считаю необходимым называть вещи своими именами.

Приведу некоторые примеры. Например, средний возраст в Сенате Конгресса составляет 61 год, в Палате представителей – 57 лет, средний возраст министров в правительстве Великобритании – 49 лет, а в правительстве Германии – 56 лет и т.д. И для сравнения: средний возраст в украинском правительстве – 40 лет, в парламенте – чуть выше 40. Эта говорит сама за себя. Во власти опыт и молодость должны быть в гармоничном балансе.

У "а" есть еще одна особенность. Оборот компании огромный. И каждое утро ее руководитель распределяет суммы с шестью или даже семью нулями. Эту нагрузку трудно выдержать психологически. Это очень сильно влияет на мировоззрение человека, а его восприятие реальности искажается. Только люди морально устойчивые и с сильной психикой могут не поддаться соблазну – при распределении этих сумм сегодня осчастливить одного, а завтра – другого.

– Что, по-вашему, в управлении госхолдингом происходит уже почти четыре года?

– Топ-менеджеров "а" постоянно раздирают противоречия. Они ночами не спят. Им действительно очень тяжело. Они пришли на волне реформ и провозгласили себя реформаторами. Современными, красивыми, европейскими. Они общаются со многими и в Евросоюзе, и в Вашингтоне, и в Лондоне. Им это очень нравится. И они очень искренне хотят быть такими передовыми. Я им верю. Они классные, продвинутые и умные. Это с одной стороны.

А с другой – они понимают, что если в кратчайшие сроки реализуют задекларированные , то больше не получат доступа к тем миллиардам бюджета компании, которые контролируют сейчас.  И это тоже естественное чувство для каждого. И в этом их тоже можно понять.

По сути, нынешние руководители "а" пытаются сделать невозможное. Они стараются объединить западный менталитет, основанный на принципе разумной достаточности, с более естественным для наших широт византийским менталитетом. Генетическую память довольно трудно искоренить передовым западным образованием и опытом работы в частном бизнесе, полученным на Западе. С ними происходит ментальная ломка. Тут, в Киеве, как и все мы, они по своей сути – византийцы. А садятся в , летят на Запад, и там приходится перестраиваться. Возвращаются – снова надо включать родной менталитет. Психологически им очень тяжело.

– Они постоянно в когнитивном диссонансе. И как в такой ситуации лучше реформировать ""? Что порекомендуете с высоты своего жизненного и управленческого опыта?

– Отдельно с "ом" мы ничего не сделаем. Нужна трансформация на гоарственном уровне. Не может "" в условиях византийщины что-то делать, основываясь на западном менталитете. Иначе руководству компании не выжить.

Нам нужно максимально искоренить византийщину из нашей жизни и из алгоритма взаимоотношений на всех уровнях. Это необходимая, важная и посильная задача. Да и страна уже сама постепенно меняется. Эволюция общества – это естественный процесс, его не остановить. Оно больше не настроено терпеть во власти тех, кто противоречит ценностям евроинтеграции, демократии и рыночной экономики. А вместе со страной постепенно будут трансформироваться и принципы управления "Нафтеом", которые обеспечат эффективную реформу госхолдинга, как одной из составляющих реформ украинского гоарства.

Pin It

Добавить комментарий