По Дружбе. Потери Украины из-за «грязную» нефть

На фоне санкций и ограничения поставок нефтепродуктов из Беларуси цены на украинских выросли. Как изменится ситуация с возобновлением транзита?

Украина возобновила транзит нефти в сторону ЕС по у «Дружба», который был приостановлен в апреле за некачественную российскую . За это время недополучила около одного миллиона долларов выручки. Беларусь же выставляет счет России на «сотни миллионов долларов».

На фоне скандала с «грязной» ю в Украине на подорожало топливо. Однако эксперты говорят, что на ценах больше сказалась ситуация на мировом нефтяном рынке, но советуют задуматься над созданием резервов нефти и нефтепродуктов. Корреспондент.net рассказывает подробности.

19 апреля белорусская нефтеперерабатывающая компания Белнефтехим заявила, что получила из России по Дружбе некачественную с высоким содержанием органических хлоридов и 23 апреля приостановила прокачку.

Так же поступили Украина и , по территории которых проходит дальше в ЕС. «Грязная» успела попасть в эти страны.

Общий объем некондиционной нефти с высоким содержанием хлорорганики, скопившегося в трубопроводах России, Беларуси, Украины и Польши, был оценен в пять миллионов тонн.

Владельцы трубопровода «Транс» и России признали проблему и пообещали исправить ситуацию в ближайшее время.

Позже в Транснефти заявили, что вброс хлорорганических соединений произошло в результате мошеннической схемы на частном предприятии в Самарской области.

Шестеро человек подозреваются в хищении в составе организованной преступной группировки на сумму около миллиона рублей. Чтобы скрыть преступление, они пустили загрязненную .

По делу арестованы четыре человека, им инкриминируется статья о самовольное подключение к ам или приведения их в негодность. Среди них — топ-менеджеры нескольких предприятий. Других фигурантов — Романа Ружечка и Трушева Романа — объявили в международный розыск.

Президент России Владимир Путин заявил, что ситуация с некачественной ю, поставляемой по трубопроводу Дружба, нанесла «очень серьезного экономического, материального и имиджевого ущерба».

4 мая российская снова ушла в Беларусь. Украина возобновила транзит нефти 11 мая. По данным на 13 мая, транзит кондиционной нефти белорусским участком а «Дружба» в направлении Украины загружен примерно на 60 процентов, прокачка в направлении Польши не восстановлено.

Если точнее, то «» начала прокачку «чистой» российской нефти по своей территории в сторону Евросоюза. На транзит первой партии пойдут несколько дней, поэтому кондиционный товар дойдет до заказчика, в данном случае венгерской нефтегазовой компании MOL, не раньше 17 мая.

Однако южная ветка трубопровода " Дружба, которая начинается в Беларуси и идет через Украину в Венгрию, Словакию и Чехию, является второстепенным направлением. Основные объемы в этой транспортной системе всегда шли по северной ветке в западном направлении — из Беларуси в Польшу и Германию.

Загрязнение нефти произошло на фоне нового спора между Москвой и Минском — о стоимости транзита. Из-за ухудшения экологической обстановки и необходимость провести ремонт Беларусь хочет повысить тариф на 23 процента. РФ называет позицию Минска необѓрунтованою.

Минск заявил, что за некачественную российскую сломалось оборудование на одном из крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов.

Риторика белорусских властей в энергетической сфере усилилась за проведенный в России налоговый маневр — обнуление экспортных пошлин и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых.

В начале года президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал у Москвы компенсацию за расходы от реализации налогового маневра, после которого стоимость российской нефти для Беларуси сравняется с мировой. Потери в целом составляют 383 миллиона долларов при цене нефти 70 долларов за баррель.

Причиной аварии на Дружбе Лукашенко назвал «расхлябанность и разболтанность на территории России». При этом, как считает президент Белоруссии, Путин «понимает, что убытки надо компенсировать».

Он оценил ущерб в «сотни миллионов долларов». Точная сумма будет установлена после проверки на НПЗ, добавил он. По словам Лукашенко, ежегодно на очистку заводов идет 1-1,5 месяца.

«Это огромный ущерб, нанесенный а, самому оборудованию на ах — насосы на самих станциях и все остальное, — и на НПЗ. Два нефтеперерабатывающих завода, особенно Мозырский, больше, чем Новополоцкий, были загрязнены. И это огромный ущерб, который был нанесен стране», — сказал он.

Столь высокий ущерб Лукашенко обосновал тем, что загрязненная вызвала очень сильную коррозию: "За неделю даже трубу, по которой прокачивается , на 4-5 мм, как говорят специалисты, «съедает».

Российские Ведомости оценили ущерб Беларуси в 271-435 миллионов долларов.

Накануне нефтяного скандала 18 апреля Россия решила ввести новые санкции против Украины. Главным мероприятием стала практически полный запрет на экспорт российской нефти и нефтепродуктов, а также угля с 1 мая. Их можно будет ввозить из РФ в Украину только по отдельным разрешениям.

Тогда начали опасаться, что из-за российских санкций подскочит стоимость бензина и других нефтепродуктов.

Но эксперты заверили, что если влияние на цены и будет, то незначительный, благодаря «потеніцалу замещения», в том числе из Беларуси. Подробно читайте в материале Украина без нефти из России: последствия санкций.

Сырую Украина получает в основном из Азербайджана, но два нефтеперерабатывающие заводы производят только два с небольшим миллиона тонн нефтепродуктов в год, тогда как требуется больше десяти. Беларусь должна стать крупнейшим источником топлива для Украины.

Всего в Украину в 2018 году ввезли нефтепродуктов на 5,5 миллиарда долларов. Из них, по данным российской таможенной статистики, 2,9 миллиарда ушло в Россию (главным образом за дизтопливо).

В январе-марте 2019 года доля импортируемых из России нефтепродуктов на украинском рынке составляла более 41 процента. Больше РФ нефтепродуктов в Украину ввозит только Беларусь. Но нефтепродукты для Украины Минск производит на основе российской нефти.

Премьер-министр Владимир обещал, что украинское правительство найдет возможность минимизировать от принятой российским правительством запрета.

«У нас рынок достаточно диверсифицирован, но понятно, что мы пока зависимы, например, от Беларуси. Но мы найдем решение для того, чтобы ситуация была с минимальными потерями. Это непростая задача, но мы найдем решение», — говорил премьер.

оценила от остановки транзита в один миллион долларов. Компенсировать эти Киев рассчитывает за счет увеличения объемов перекачки в последующие отчетные периоды до конца текущего года.

Что касается потребителей, то ведущий аналитик рынков PRICE Futures Group Фил Флинн предупреждал, что перекрытие поставок может поднять цены на бензин и дизельное топливо, поскольку НПЗ непросто найти замену сырью.

Словацкий энергетический эксперт Карел Хирман советует Киеву сделать выводы и задуматься над созданием резервов нефти и нефтепродуктов, поскольку нынешний инцидент может повториться в любой момент через «плохую систему контроля за ю в Транснефти».

Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко говорит, что ни Россия, ни Беларусь не заинтересованы в потере украинского рынка. Дефицита самого топлива ждать не стоит, он будет проявляться в повышении цен, говорит эксперт.

Омельченко считает, что нефтепродукты могут поступать еще из Болгарии, Литвы и Польши, что может усложнить логистику, которая также отразится на ценах.

В связи с этим цена на нефтепродукты в Украине выросла более чем на гривну за литр. Делая прогнозы стоимости топлива на автозаправках в мае, эксперты напоминают, что на нее влияют три фактора: стоимость нефтепродуктов на границе, курс валют и ситуация на рынке.

«Курс гривны пока стабилен, и по этой причине цены точно не будут расти. Крупные сети, если не будет негативных трендов, поднимать цены не будут, а другие небольшие заправки будут подтягиваться до их уровня», — цитирует издание Сегодня директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича.

Переработка нефти в Беларуси уже началась, поэтому дальнейшего подорожания на этой почве, по мнению экспертов, не будет.

Кроме того, если давление на ОПЕК в связи с санкциями против Ирана будет успешным, то в мае подешевеет до 70 долларов.

«По моим оценкам, при такой цены и курса гривны 26,5 за доллар бензин А-95 должен стоить 28,5 гривен за литр. На 1,5 грн может подешеветь и дизтопливо», — сказал аналитик Дмитрий Хорошун.

Однако эксперт предупреждает, что в мае рынки все еще будут в подвешенном состоянии через российские санкции.

«Если РФ явно не даст понять в мае, что объемы с 1 июня не сократятся, то очень возможен „перебор“: импортеры и внутренний розницу будут заранее готовиться к замещению и российских объемов, повысив цены еще на гривню», — говорит Хорошун.

Новости от Корреспондент.net в . Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Pin It

Добавить комментарий