Новая стратегия развития энергетики ЕС – основные моменты и комментарий

Европейский союз ЕСЕвропейский союз (ЕС) опубликовал свою обновлённую стратегию развития энергетического сектора REPowerEU.

Она предусматривает ускоренное развитие ВИЭ для ликвидации зависимости блока от ископаемого топлива и, в частности, от российского природного газа, меры по экономии энергии (повышению энергоэффективности) и диверсификации поставок нефти и газа.

Впечатляют ы по развитию солнечной энергетики. Европейцы планируют довести установленную мощность солнечной генерации до 320 ГВт к 2025 году и до почти 600 ГВт к 2030.

Для сравнения, 320 ГВт — это примерно как нынешняя установленная мощность солнечной энергетики Китая. По итогам 2021 года установленная мощность солнечной энергетики в Европе достигла примерно 165 ГВт. В мире в целом сегодня работают порядка 1000 ГВт солнечных мощностей.

Предыдущие проекты стратегии были нацелены на достижение планки примерно в 300 ГВт солнечной генерации к 2028 году и 500 ГВт к 2030 г.

Европейская Комиссия заявила, что «солнечная энергетика будет главным элементом усилий», направленных на отказ от российского газа и призвала к ее «массовому развертыванию».

Новые планы означают, что в течение текущего десятилетия ЕС необходимо будет устанавливать в среднем около 45 ГВт солнечных мощностей в год, намного больше, чем в настоящее время (примерно 26 ГВт в 2021 г).

ЕС намерен достичь своих новых «солнечных целей» с ю четырех инициатив.

Во-первых, путем стимулирования более широкого развертывания кровельной генерации в рамках Европейской инициативы по «солнечным м». Планируется ускорить процедуры — сроки получения разрешений на солнечные кровельные установки будут сокращены до трех месяцев .

  Украина выбирает инвесторов для модернизации ГТС

ЕС также примет нормы, гарантирующие, что все новые здания «готовы к использованию солнечной энергии» (solar ready).

Кроме того, к 2026 году ЕС сделает обязательной установку солнечных батарей на крышах всех новых общественных и коммерческих зданий с полезной площадью более 250 квадратных метров, к 2027 году — всех существующих общественных и коммерческих зданий с полезной площадью более 250 квадратных метров, а к 2029 году и всех новых жилых домов.

Вторая часть плана заключается в рационализации и упрощении процессов выдачи разрешений для солнечных электростанций (помимо кровельных), чтобы ускорить развертывание.

Кроме того, большое внимание будут уделено проектам, обеспечивающим более эффективное использование земельных ресурсов. Например, совмещение сельского хозяйства и солнечной энергетики (агровольтаика), плавучие солнечные электростанции, а также перепрофилирование бывших промышленных или горнодобывающих участков под размещение солнечных установок.

В-третьих, ЕС собирается решить проблему нехватки специалистов в солнечной отрасли, чтобы обеспечить быструю и качественную реализацию проектов. В 2020 году в секторе солнечных электрических систем ЕС было имелось 357000 рабочих мест с полной занятостью (прямых и косвенных), и ожидается, что к 2030 году эта цифра удвоится. При этом на долю монтажных работ будет приходиться 80%.

Четвертая и заключительная часть солнечного плана включает создание Европейского альянса солнечной фотоэлектрической промышленности, целью которого является содействие инновационному расширению устойчивой цепочки создания стоимости солнечной индустрии в ЕС, в частности, в секторе производства фотоэлектрических систем.

Ранее много говорилось о поддержке блоком внутреннего производства оборудования и компонентов для солнечной энергетики.

  Доля ВИЭ в России может увеличиться до 12,5% к 2050 году

ЕС обязуется продолжать в рамках программы Horizon Europe поддержку исследований и инноваций в области солнечных технологий, в частности, в отношении гетероструктурных (HJT) ячеек, перовскитов и тандемных ячеек. Напомню, в апреле было объявлено, что итальянская Enel получит грант а в размере 118 млн евро на расширение своей фабрики HJT солнечных панелей до 3 ГВт в год.

Что касается ВИЭ в целом, ЕС предлагает увеличить их долю в конечном потреблении энергии до 45% к 2030 году. В прошлом году была поставлена цель в 40%, которая считалась весьма амбициозной.

Европейская Комиссия предлагает снизить потребление энергии (обязательная цель в области энергоэффективности) на 13% от базового сценария ЕС-2020 (прежняя цель: минус 9%).

ЕС недавно создал «Энергетическую платформу», которая позволит осуществлять «добровольные совместные закупки газа, СПГ и водорода за счет объединения спроса, оптимизации использования инфраструктуры и координации взаимодействия с поставщиками». В качестве следующего шага Комиссия рассмотрит возможность разработки «совместного механизма закупок», который будет вести переговоры и заключать контракты на закупку газа от имени участвующих государств-членов. Комиссия также рассмотрит законодательные меры, требующие со временем диверсификации поставок газа государствами-членами. Платформа также позволит совместно закупать возобновляемый водород.

Что касается водорода, ЕС планирует производить 10 млн тонн зеленого H2 внутри Союза и еще 10 млн тонн имировать к 2030 году, «чтобы заменить природный газ, уголь и нефть в трудных для декарбонизации отраслях промышленности и транспортных секторах». К слову, на днях мы публиковали информацию об исследовании, которое показывает, что импорт водорода в ЕС экономически нецелесообразен.

  Африка обладает колоссальным потенциалом для роста ВИЭ

Следует отметить крайнюю политизированность новой стратегии. В частности, ЕС отмечает, «вторжение России на Украину серьезно подорвало европейские и мировые энергетические рынки. Европа должна покончить с зависимостью от такого ненадежного поставщика». Это, мягко говоря, натянутое утверждение.

Политизированность введёт к дополнительным затратам.

План REPowerEU повлечет за собой дополнительные инвестиции в размере 210 млрд евро из а ЕС и доходов углеродного рынка в период до 2027 года. Ожидается, что к концу десятилетия общий счет вырастет до 300 млрд евро.

Более того, быстрое «избавление» от российского сырья может «привести к периоду более высоких и неустойчивых цен на энергоносители из-за роста стоимости ископаемого топлива», предупреждает Европейская комиссия.

Для решения этой проблемы предлагаются меры, которые призваны защитить наиболее уязвимые домохозяйства, включая возможность для стран ЕС ограничивать цены на газ для потребителей, «включая домохозяйства и промышленность», и налогообложение непредвиденной прибыли, полученной электроэнергетическими компаниями из-за текущего высокого уровня цен на газ.

Источник

Читайте также: Носледние новости России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий