Пойдут ли власти на отмену дорожного сбора?

Правительство на этой неделе пообещало «свериться с народом», чтобы наконец-то определить механизм уплаты дорожного сбора населением. Однако идеального решения нет, а непопулярные шаги на фоне политического кризиса власти делать опасаются.

Цена дорожного вопроса

Уже почти два года в Беларуси не может быть найдено новое решение, как население должно уплачивать дорожный сбор. Нынешняя система уплаты сбора, привязанная к прохождению теха, порождает жалобы граждан, а найти более справедливый механизм участия населения в финансировании дорожной инфраструктуры пока не удалось.

Представители правительства ожидали, что ключевое решение по этому вопросу, как всегда, примет Александр Лукашенко, однако тот передал решение проблемы Совмину и депутатам.

«Все вопросы, которые вы вынесли на сотне страниц президенту, лежат в плоскости парламента и правительства. Вот давайте их и решайте, как в цивилизованном обществе», — сказал Лукашенко, обращаясь на этой неделе к участникам совещания по вопросу взимания дорожного сбора.

Однако ни правительство, ни депутаты пока не горят желанием лезть вперед батьки в пекло. Ни глава правительства Роман Головченко, ни председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко на этой неделе не смогли назвать срок, когда наконец-то будет определен справедливый механизм уплаты дорожного сбора населением.

«Действующая форма уплаты госпошлины — она существует, ее надо платить, это те суммы, которые являются достаточно подъемными», — сказал премьер-министр Беларуси.

Согласно данным правительства, средний размер пошлины для физлиц составляет сейчас 7,45 базовой величины или 201,15 рубля в год.

«Поэтому сказать, что нас что-то поторапливает, не могу. Но, конечно, будем всё это делать оперативно, потому что основная работа по вычленению наиболее приемлемых вариантов, уже проделана. Надо только еще раз их обсудить, чтобы свериться с народом», — отметил Головченко.

Советоваться с народом по этому вопросу власти начали… 2 января 2019 года. Именно тогда на общественное обсуждение был вынесен проект президентского указа «О платежах за участие в дорожном движении». Таким образом, прошло уже почти два года, а окончательного решения всё нет.

  По нефтепроводу «Дружба» на границу Белоруссии поступила чистая нефть

В условиях такой неопределенности Минфин при планировании доходов и расходов на будущий год решил не закладывать в поступления от уплаты дорожного сбора населением.

Проект а изначально был сверстан таким образом, что предусматривал приостановление взимания с населения госпошлины за допуск к участию в дорожном движении. В этом случае казна в будущем году может недополучить 195 млн рублей, и тогда придется искать альтернативные источники для финансирования дорожной инфраструктуры.

К слову, республиканского дорожного фонда планируются в объеме более 760 млн рублей. Эти деньги нужно будет направить на погашение взятых ов, содержание, ремонт и строительство как республиканских, так и местных дорог.

Если население не будет участвовать в финансировании дорожной инфраструктуры, тогда это бремя ляжет птически в полном объеме (учитывая ограниченные доходы республиканского дорожного фонда) на республиканский .

Однако на будущий год формируется с дефицитом, и не факт, что правительство решится его увеличить путем отмены взимания дорожного сбора с населения. Скорее всего, автовладельцы в какой-то форме будут финансировать дорожную инфраструктуру, которой пользуются.

Дорожный сбор есть, а теха нет

Посние два года на слуху было три варианта решения вопроса о том, как население должно участвовать в финансировании дорожной инфраструктуры.

Первый вариант самый простой — ничего не менять, но не совсем справедливый, так как сейчас длительность эксплуатации дорожной инфраструктуры не влияет на величину сбора. Поэтому пенсионеры, которые ездят на машине меньше других автовладельцев, обижаются.

  Беларусь с 1 июля повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Второй вариант — отвязать дорожный сбор от теха и позволить автовладельцам саоятельно уплачивать этот сбор за количество месяцев, когда используют дорожную инфраструктуру. Однако чтобы отсить тех, кто не платит дорожный сбор и пользуется дорожной инфраструктурой, потребуется внедрить систему контроля, а это , и эффект не гарантирован.

Третий вариант — включить дорожный сбор в топлива. Это довольно простой способ собираеи этого сбора, и некоторые страны по такому пути пошли, однако белорусские власти на этот шаг до поснего времени не решались.

«Проще всего собирать этот сбор с автовладельцев, включив его в топлива, однако в этом случае вырастут и затраты предприятий на транспортные услуги, и цены для всех категорий граждан», — отметила  научный сотрудник Центра экономических иссований BEROC Мария Акулова.

С другой стороны, система уплаты дорожного сбора населением, которая существует сейчас, доказала свою неэффективность. Далеко не все автовладельцы проходят сейчас тех и уплачивают дорожный сбор.

«Еще сложнее собирать этот дорожный сбор в нынешних условиях, на фоне политического кризиса, когда звучат призывы вообще не пользоваться любыми услугами, которые предоставляет государство. В этих условиях могут отказаться проходить тех даже те, кто ранее проходил его и уплачивал дорожный сбор», — предполагает Акулова.

По мнению экспертов, проблему уплаты населением дорожного сбора в конечном счете придется как-то решать, так как нынешняя ситуация ведет к тому, что автовладельцы, не желая уплачивать сбор, массово не проходят тех.

По данным «Белтеха», за январь—сентябрь 2020 года выдано только 555,5 тыс. разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 37,1% меньше ачного показателя за январь—сентябрь 2019 года. При этом количество транспортных средств, прошедших тех, сокращается ежегодно на протяжении посних пяти лет. Если в 2015-м тех прошли 1,7 млн транспортных средств, то в 2019-м только около 1,1 млн транспортных средств, а в 2020-м, как видим, падающая динамика сохраняется.

  Беларусь снижает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

«Какое-то решение по этому вопросу должно быть принято — во многих странах автовладельцы участвуют в финансировании дорожной инфраструктуры. Другое дело, что идеального решения этого вопроса нет, и найти такую систему уплаты дорожного сбора, которая бы нравилась всем, невозможно. Видимо, поэтому решение этого вопроса до сих пор и не принято», — полагает научный директор Иссовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Самый популярный путь решения возникшей проблемы видится в том, чтобы освободить население от финансирования дорожной инфраструктуры и переложить соответствующие , как это было до 2014 года, полностью на .

Однако в условиях дефицита а (который в 2021 году составит более 2% ВВП) государство вряд ли пойдет на такую щедрость, полагают экономисты

«В тучные времена государство могло взять на себя по содержанию дорог. Сейчас, на фоне дефицитного а, сложно представить, что государство освободит участников дорожного движения от финансирования дорожной инфраструктуры», — резюмировала Ирина Точицкая.

йте наш Телеграм-канал https://t.me/ieport_new

Читайте также: Носледние новости Украины России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий