Ученые России, Тайваня и Испании экспериментально доказали — плоское зеркало может фокусировать свет

Пота получения и физические свойства делают этот эффект перспективным для применения в микроэлектронике, нике, в системах «на чипе», где одна микросхема выполняет функции целого устройства.

Ученые Томского политеха вместе с коллегами из Тайваня и Испании впервые экспериментально подтвердили ранее предсказанный ими эффект «плоского ирующего зеркала».

Результаты представлены в журнале Scientific Reports (IF: 4,525; Q1).Теоретически возможность существования эффекта плоского ирующего зеркала на основе нной струи, формируемой в режиме «на отражение», была обоснована в нескольких ранее опубликованных статьях.

«Зеркала используются для ировки излучения. Самый банальный пример — пой фонарик. Свет, исходящий из него, ируется как раз за счет зеркала, но оно параболической формы. Обычное излучение не ирует. Но оказалось, что это можно изменить, причем крайне пым способом», — говорит руководитель а, профессор отделения электронной инженерии ТПУ Игорь Минин.

«Заставить» ировать можно с ю микроразмерной частицы из диэлектрического материала, например, стекла.

Уникальный снимок: как ночная Земля выглядит из космоса

«В экспериментах мы использовали частицы прямоной формы, но в целом форма непринципиальна. Когда падает на эту частицу, отраженное излучение ируется в виде нной струи. Собственно, мы и получаем ировку. Сейчас нам удалось это подтвердить экспериментально», — поясняет Игорь Минин.

По словам ученого, на практике этот подтвержденный эффект упрощает использование плоских зеркал для ировки.

«Нам не нужно менять форму зеркала, да и весь процесс ировки крайне п: нам нужны только зеркало, частица диэлектрика и источник излучения. При этом важно, что мы можем использовать зеркало очень маленького размера, сделать в тех же параметрах искривленное зеркало гораздо проблематичнее. Поэтому его можно использовать в миниатюрных устройствах и за счет пой формы его легко совмещать с другими элементами. Это преимущества не только по сравнению с искривленными зеркалами, но и другими методами ировки», — говорит профессор.

В дальнейшем исследователи планируют продолжить работу и провести по использованию этого эффекта, например, для манипуляции частицами и передачи оптической информации.

Балтийскому морю грозит экологическая катастрофа

Добавим, исследование проводится в сотрудничестве с учеными из Национального университета Ян-Мин (Тайвань), Каталонского института исследований и углубленных исследований (ICREA) Университета Барселоны и Политехнического университета Каталонии и Томского государственного университета.

Графическая иллюстрация: экспериментальная визуализация эффекта ировки «плоским ирующим зеркалом».