Ученые из России и Испании создали катализатор для снижения уровня угарного газа при низких температурах

а в том, что он эффективно работает при температуре а ниже нуля.

В перспективе разработку можно будет использовать для нейтрализации вредных выхлопов автомобильного транспорта и выбросов от , которые работают на ископаемом топливе.

Загрязнение а в результате сжигания топлива — серьезная экологическая проблема. Присутствие оксидов азота, очень мелких частиц углерода и угарного а (CO) в е густонаселенных городов вредит здоровью а и приводит к преждевременной смерти. Среди связанных с загрязнением а заболеваний — болезни сердца, инсульт, рак легких.

Большую часть вредных веществ, которые образуются при сжигании углеводородного топлива, нейтрализуют каталитические конвертеры. Трехкомпонентные автомобильные ы обезвреживания выхлопных ов превращают оксиды азота, монооксид углерода и несгоревшие остатки углеводородов в безвредные молекулярный азот, воду и углекислый . Но значительная доля выбросов происходит при холодном запуске двигателя, так как ы не работают при низких х.

Для решения этой проблемы группа ученых под руководством профессора, доктора химических наук Андрея Боронина из Института катализа СО исследует каталитические свойства сложных структурированных материалов на основе комбинаций металлов и оксидов.

Илон Маск назвал сроки высадки людей на Марс

«Мы сосредоточили внимание на платино-цериевой комбинации, способной начать окисление угарного а (CO) уже при — 50°C. Эту необычайную низкотемпературную активность мы достигли за счет нанесения атомов и кластеров платины на структурированный диоксид церия. Ключом к пониманию характеристик этих очень активных материалов является синергизм, или взаимное усиление, между оксидным носителем и хорошо распределенной окисленной платиной. Мы можем идентифицировать активные состояния этих компонентов с помощью спектроскопических методов, но для описания их конкретной роли требуются специальные вычислительные модели», — пояснил профессор Андрей Боронин.

Кривые активности а в зависимости от количества платины

Теоретическое моделирование проводила группа профессора ICREA (Catalan Institution for Research and Advanced Studies) Константина Неймана в Университете Барселоны. «С помощью квантово-химических расчетов на высокопроизводительных компьютерах мы можем моделировать эти сложные материалы и расшифровывать роль каждого компонента в достижении уникальных каталитических характеристик, измеренных экспериментально», — отметил научный сотрудник лаборатории, доктор Альберт Бруш.

Помимо нейтрализации автомобильных выхлопов разработанный в перспективе можно будет применять для очистки а от выбросов . «Полученные материалы также можно использовать для окислительного снижения выбросов загрязняющих веществ, производимых стационарными источниками, такими как электростанции, работающие на ископаемом топливе», — добавил профессор Нейман.

Астрофизики обнаружили планету, которая чернее угля

Проведенное исследование — важный шаг в разработке каталитических материалов для низкотемпературной окислительной нейтрализации загрязняющих веществ. Однако пока их широкому применению препятствует высокое содержание платины. По словам профессора Боронина, сейчас ученые работают над достижением таких же высоких показателей каталитической активности, но при сниженном содержании драгоценного металла.

Совместное исследование опубликовано в одном из самых престижных журналов по катализу Applied Catalysis B: Environmental (импакт-фактор 16,6).