Ученые создали искусственную «клетку-пылесос»

Крошечные механические капсулы можно использовать для очистки от загрязнений в окружающей среде, поглощения микробов и доставки лекарств в организме.

Химики из США создали клеткоподобные структуры, которые могут избирательно захватывать различные вещества и частицы, переносить их и перерабатывать. Иссование ученых было опубликовано в журнале Nature, сообщил Чикагский университет.

В природе живым организмам нужен способ переправлять молекулы и химические вещества туда, где они необходимы в организме. У клеток для этого существуют сложные системы, и до сих пор специалистам было очень трудно воссоздать подобные системы.

«Отдельная клетка на самом деле является одной из самых сложных микромашин, о которых мы знаем. Это первая искусственная система, которая может имитировать этот процесс активного транспорта», – заявил ведущий автор Стефано Саканна, доцент химии Нью-Йоркского университета.

Фото: uchicago.edu

Диаметр капсулы – два микрона, что немного меньше эритроцита   Стефано и его коллеги сделали большой шаг к созданию полноценного аналога живой клетки во время экспериментов с каплями органических жирообразных веществ, которые они заставляли раздуваться с ю химических реакций, а затем укрепляли их структуру полимерами.

Илон Маск назвал самую серьезную проблему человечества

В результате возникали однотипные клеткообразные структуры с избирательно проницаемой мембраной. Как показали опыты, полые сферические частицы можно заполнить молекулами различных ферментов, неорганических катализаторов и веществ.

Подобный механизм подходит для очистки воды от капель нефти и других загрязнений, адресной доставки лекарств и постепенного их выделения в кровоток, а также для борьбы с микробами и вирусами.

В ближайшее время химики планируют создать новые версии искусственных клеток, которые будут способны обмениваться сигналами с соседями и объединяться в сложные структуры.

Ранее биологи предложили использовать магниточувствительные для адресной доставки препаратов к раковой опухоли.   Создан мини- с реагирующими глазами