Также предстоит решить вопросы с финансированием строительства необходимой для увеличения поставок газа инфраструктуры в Туркменистане. Так, Китай может финансово вложиться в разработку 2-й фазы месторождения Галкыныш, вернуть эти инвестиции Туркменистан может поставками газа
Соответствующая договоренность была достигнута в ходе переговоров президента Туркменистана Г. Бердымухамедова и председателя КНР С. Цзиньпина в г. Пекин 5 февраля 2022 г., сообщило Туркменское телевидение.
Г. Бердымухамедов и С. Цзиньпин поручили туркмено-китайскому и китайско-туркменскому комитетам по сотрудничеству провести работу по проекту строительства новой ники газопровода, в т.ч. приступить к обсуждению вопросов цены на газ, поставляемому по новой нитке.
Вопрос цены на газ является очень чувствительным для Китая в связи с ожидаемым ростом спроса на фоне развития промышленности и планов по достижению углеродной нейтральности к 2060 г. Туркменистан, в свою очередь, сильно зависим от экспортных газовых доходов.
В связи с этим Г. Бердымухамедов рассчитывает, что в совместной работе над этими вопросами туркменские и китайские специалисты будут опираться на мировой опыт в области ценообразования на товарный трубопроводный газ.
В частности, в Туркменистане необходимо построить установку для очистки газа от серы, компрессорные станции (КС) и газопровод от месторождения Галкыныш до границы с Узбекистаном.
По достижении 2-сторонних договоренностей, Туркменистан может рассмотреть вопрос об участии Китая в разработке 2й фазы месторождения Галкыныш за счет прямых инвестиций КНР.
Возврат этих инвестиций будет осуществляться поставками туркменского природного газа.
Природный газ поступает в 25 провинций Китая и в Гонконг.
Отметим, что Китай одновременно наращивает сотрудничество по поставкам трубопроводного газа с Россией.
4 февраля 2022 г. Газпром и CNPC в ходе визита в г. Пекин президента РФ В. Путина подписали 25-летний контракт на поставку 10 млрд м3/год газа с Дальнего Востока в Китай (МГП Сила Сибири-3).
МГП Сила Сибири-2 (западный маршрут поставок газа в Китай) с транзитом через территорию Монголии по МГП Союз Восток мощностью 50 млрд м3/год продвигается, но контракт по нему пока не заключен.
Признаков значительной конкуренции между трубопроводными поставками газа в Китай из Туркмении и России формально не просматривается, поскольку эти маршруты ориентированы на разные районы Китая.
Спрос на газ в стране может вырасти с 348 млрд м3 в 2021 г. до 501 млрд м3 в 2030 г., а внутренняя добыча газа в Китае, хоть и находится на рекордном уровне, но значительно отстает от потребностей страны.
Туркменистан, в свою очередь, не фиксируется исключительно на поставках газа в Китай.
Инициированный еще в 2017 г. проект затянулся из-за политической нестабильности в регионе, в первую очередь в Афганистане.
После прихода к власти в Афганистане движения Талибан (запрещено в России) и подтверждения его интереса к проекту, проект все-таки может быть реализован.
Афганистан настаивает на том, чтобы Туркменистан профинансировал строительство и ввод в эксплуатацию афганского участка, эти средства будут возвращены из афганской доли доходов от транзита газа.
Работы по проекту МГП ТАПИ в Афганистане могут быть начаты уже в марте 2022 г., безопасность работ талибы обещали обеспечить.
Также Туркменистан не отказывается от своих давно лелеемых планов по поставкам газа в Европу.
Замруководителя госконцерна Turkmengaz А. Чарыев во время 8го министерского собрания консультсовета Южного газового коридора (ЮГК), которое прошло в г. Баку 4 февраля 2022 г., заявил, что у Туркменистана имеются все технические возможности и ресурсы для организации экспортных поставок газа в западном направлении.
Глава Минэнерго и природных ресурсов Турции Ф. Донмез в ходе собрания заявил о необходимости дополнительных ресурсов для наращивания объемов поставок по ЮГК и выразил готовность развивать взаимодействие с туркменской и азербайджанской сторонами на пользу всего региона
Для реализации этого проекта Туркменистан заручается поддержкой ключевых региональных стран, в частности, развивая сотрудничество с Азербайджаном, месторождение Шах-Дениз которого в настоящий момент является ресурсной базой ЮГК.
В настоящее время Туркменистан и Азербайджан договариваются о совместной разведке, разработке и освоении углеводородных ресурсов ранее спорного нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) Достлук (Кяпаз/Сердар) в Каспийском море.
Это месторождение может стать дополнительной ресурсной базой ЮГК, но прикаспийским странам предстоит еще договориться о разделе дна Каспийского моря, что пока препятствует реализации проекта.
Еще по теме:
Читайте также: Носледние новости России и мира сегодня.