«Налоговый маневр» между Россией и Белоруссией завершился досрочно

С мая ная пошлина на российскую обнулилась с ростом мировых котировок.

Белорусские НПЗ из-за нерешенного ценового спора с традиционными российскими поставщиками нефти в первом квартале вынуждены были работать с 50-процентной загрузкой своих мощностей. Об этом сообщает издание «Белорусский партизан».

«ЦЕНОВЫЕ КАЧЕЛИ»

В результате заводы смогли переработать всего около 2,9 млн тонн вместо 5,9 млн тонн нефти, как было предусмотрено их бизнес-планами на 2020 год. Такая загрузка позволила нефтяникам лишь в первоочередном порядке обеспечить топливом внутренний рынок и по остаточному принципу – критический нефтепродуктов.

В результате, по итогам первого квартала Беларусь снизила нефтепродуктов на 62,5% в сравнении с первым кварталом 2019 года — до 1,126 млн тонн. При этом валютная выручка снизилась на 63% в сравнении с первым кварталом 2019 года до $525,2 млн.

Обвал мировых цен на помог вернуть российскую на белорусские НПЗ. При этом беспрецедентное падение мировых цен на создало для Беларуси в апреле максимально привлекательные возможности для а российской нефти.

Именно апрель 2020 года был для белорусских НПЗ идеальным месяцем с точки зрения закупки российской нефти. Дело в том, что в это время ная пошлина на российскую составляла $52 за тонну – примерно $7 за баррель.

Беларусь при покупке российской нефти ную пошлину не платит. Получилось, что на фоне падения мировых цен на российского сырья составила в апреле для белорусских НПЗ около $4 за баррель, или около $29 за тонну.

Эта цена беспрецедентно низкая, если учесть, что еще в январе Беларусь закупала по цене $361,33 за тонну (примерно $49 за баррель). По итогам января—февраля средняя цена ируемой нефти для Беларуси составила, согласно данным Белстата, $339 за тонну.

Поставки нефти в Беларусь от традиционных российских поставщиков возобновились 6 апреля. По данным госконцерна «Белнефтехим», в апреле в Беларусь поступило около 2 млн тонн нефти. В том числе 1,56 млн тонн – российские поставки по трубопроводной системе и железнодорожным транспортом. Оставшийся объем – это танкерные поставки и собственная .

В апреле «Рос» поставила на белорусские НПЗ 470 тыс. тонн нефти, – 130 тыс. тонн, «Газпром » – 100 тыс. тонн, «Тат» – 100 тыс. тонн. «Оренбург», удмуртская «УДС », «Нефтиса» Михаила Гуцериева и «Янгпур» поставили еще 100 тыс. тонн сырья.

Прим. портала : ОАО «НК «Янгпур» — ямальская дочка госкомпании «Белорус».

Компания «Русс» Гуцериева по железной дороге поставила 100 тыс. тонн. Через порт Клайпеда было поставлено 170 тыс. тонн (на «Нафтан» по железной дороге), а через порт Одесса – 170 тыс. тонн на по трубопроводу «Одесса – Броды». Также на белорусские НПЗ в апреле было поставлено 140 тыс. тонн белорусской нефти, которую добыла «Белорус».

Белорусские НПЗ, работавшие в этом году в течение трех месяцев фактически вполсилы, планировали уже с апреля войти в нормальный режим работы и максимально увеличить нефтепродуктов.

В начале апреля председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков говорил, что уже в апреле Беларусь доведет нефтепродуктов «до полного объема».

Однако несмотря на появившуюся возможность нарастить дешевой российской нефти, белорусским нефтяникам вернуть докризисные ные поставки нефтепродуктов в ближайшие месяцы не удастся. Это с учетом падения спроса и цен на ключевых ных рынках. В 2019 году Беларусь поставила на 10,508 млн тонн нефтепродуктов на $5,189 млрд.

КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИЧЕМ ТУТ УКРАИНА?

Уже в апреле белорусские НПЗ стали активно наращивать поставки топлива в Украину – самый выгодный для а светлых нефтепродуктов рынок. В первом квартале поставки белорусского дизтоплива в Украину ожидаемо упали – на 45% к аналогичному уровню 2019 года до 267 тыс. тонн.

В результате доля белорусского дизтоплива в общем объеме а ДТ на этом рынке сжалась до 19% против 35% в январе-марте 2019 года.

Но уже в первой декаде апреля «Белорусская нефтяная компания» (БНК) увеличила суточные поставки дизтоплива в Украину на 40% в сравнении с суточными поставками в марте – до 3,62 тыс. тонн.

И это при том, что в Украине из-за карантинных мер розничная реализация топлива в конце марта-начале апреля сократилась на 30-40%. Оптовые продажи из-за замедления деловой активности также снижались.

Правда, при этом выросли и прямые железнодорожные поставки дизельного топлива из России в Украину. В первой декаде апреля они увеличились на 50% до 3,08 тыс. тонн в сутки по сравнению со среднесуточной поставкой в марте.

Поскольку и для БНК, и для российских нефтяных компаний украинский рынок остается одним из самых привлекательных ных рынков, в ближайшее время следует ожидать обострения конкуренции.

В конце апреля российские нефтяные компании были вынуждены продавать бензин на бирже себе в . Розничная реализация бензина в России из-за мер самоизоляции упала 40-50%, по оценкам РФ.

На днях в «Консалтинговой группе А-95» сообщили, что Украина впервые после 2016 года возобновила бензина из России. Также с конца апреля российская «Тат» начала поставки дизтоплива в Украину.

В мае круг российских производителей, поставляющих ДТ в Украину, увеличился до 6компаний. Помимо традиционных основных поставщиков – «Роснефти» и а – в начале мая поставки вели «Орскнефтеоргсинтез» (Орский НПЗ), «Газпром нефтехим Салават» и «Газпром ».

БЕЛАРУСЬ «ОТВЯЖЕТСЯ» ОТ МОНОПОЛИИ РФ

В начале мая мировые цены на и топливные котировки, начали стремительный рост на ожиданиях восстановления спроса после мер по снятию карантинов. 5 мая цена нефти впервые со середины апреля превысила отметку в $30 за баррель.

В мае белорусские НПЗ с точки зрения а нефти оказались в уникальной ситуации. Дело в том, что в мае цена поставок российской нефти для Беларуси впервые фактически сравнялась с европейской ценой.

Причина – в снижении ной пошлины на . С 1 мая 2020 года пошлина на российскую снизилась на $45,2 за тонну по сравнению с апрелем 2020 года, или в 7,6 раза – до $6,8. Снижение объясняется резким падением цен на сорта Urals.

По данным Минфина РФ, средняя цена российской ной нефти сорта Urals за период мониторинга с 15 марта по 14 апреля 2020 года составила $19 за баррель, или $138,7 за тонну. Между тем, за предыдущий период мониторинга, средняя цена на Urals составила $47,27 за баррель, или $345,1 за тонну.

То есть с мая ная пошлина на российскую практически обнулилась. В результате разница между ю российской нефти для Беларуси и ценой для внешних покупателей стала минимальной. Фактически она отличается на размер ной пошлины – на $6,8.

В сложившейся ситуации концерн «Белнефтехим» тщательно просчитывал необходимый объем а нефти, в том числе и российской. По итогам анализа было принято решение закупить в РФ всего 1,13 млн тонн нефти, хотя российские компании готовы были поставить все 2 млн тонн. Этого еще недавно добивался официальный Минск.

Таким образом, обвальное падение цен на привело к ускоренному завершению налогового маневра в нефтяной отрасли, споры вокруг которого Минск и до сих пор не завершили. Под давлением внешних обстоятельств Беларусь уже в мае 2020 года оказалась в ситуации 2024 года, когда РФ планировала завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли и обнулить пошлины на .

Эта ситуация продемонстрировала, какой же объем нефти в действительно нужен белорусским НПЗ, по крайней мере, сейчас. Это не 2 млн тонн, на что заточены мощности отечественных НПЗ, а немногим более 1 млн тонн, пишет издание.

Сложившиеся в апреле и мае ситуация с ценами на – скорее, исключение, чем правило. По мене выхода из карантина из-за пандемии мировые котировки на будут восстанавливаться. Значит, для Беларуси российская до завершения налогового маневра будет стоить дешевле, чем для внешних покупателей.

Правда, из-за конкуренции глобальных игроков за долю на мировом рынке нефти эта разница существенно сократилась. Поэтому решение, принятое недавно белорусскими властями о строительстве в стране нового магистрального а «Гомель-Горки», абсолютно логично. Трубопровод соединит две ветки а «Дружба» и два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ).

Проект, которого предварительно оценивается в $100-120 млн, должен быть реализован в срок, когда завершится налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Тогда Беларуси придется покупать по мировым ценам. То есть, станет неважно, где покупать .

В перспективе новая труба позволит существенно улучшить логистику а альтернативной нефти, поскольку появится возможность гибко «управлять» ю, ируемой из украинских и балтийских портов. Новый также может быть использован при реверсной работе южной ветки «Дружбы» и прокачке нефти из польского Гданьска не только на , но и на «Нафтан». Похоже, Минск, которому в начале года пришлось спешно искать нефтяную альтернативу, уже осознал цену привязки к монопольному поставщику, делает вывод издание.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал https://t.me/ieport_news

Pin It

Добавить комментарий