Ученые МГУ, институтов РАН и Сколтеха исследуют способность почв противостоять загрязнению углеводородами

Исследователи установили, что наименьшей способностью противостоять загрязнению керосином обладают почвы пустынь, а наибольшей — почвы торфяных болот. Суглинистые горизонты почв при насыщении углеводородами становятся практически водонепроницаемыми.

Ученые географического факультета вместе с коллегами провели лабораторные ы и определили факторы перемещения и накопления керосина в почвах разных природных зон. А также изучили особенности его преобразования под действием неживой природы (уровня PH, влажности, температуры, воды).

Работы выполнены в рамках первого года проекта РФФИ №19-29-05206 «Факторы и механизмы формирования адаптационной емкости почвенных экосистем гумидных и аридных ландшафтов к загрязнению керосиновыми топливами». Исследования проводят сотрудники географического и химического факультетов , Сколковского института науки и технологий, Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, Института биофизики клетки РАН.

выяснили, что на возможности почв поглощать влияют: гранулометрический состав (то есть относительное содержание частиц различных размеров), степень агрегированности, уровень увлажнения, степень разложения органического вещества.

— Мы оценили скорость выноса углеводородов с модельными атмосферными осадками. Оказалось, что при насыщении углеводородами ьные суглинистые горизонты почв становятся практически водонепроницаемыми. Кроме того, при моделировании разовой и месячной норм атмосферных осадков фильтрация воды почти отсутствовала в образцах загрязненных почв пустынь и хорошо разложившихся торфов. При моделировании годового поступления осадков содержание керосина в результате промывки достоверно снижается только в торфах, — рассказала руководитель проекта Татьяна Королёва, заведующая лабораторией экологической безопасности географического факультета .

Европейский банк реконструкции и развития оптимизирует мощности РАО ЭС Востока

Уровень содержания керосина в почве является важным фактором, который определяет скорость восстановления видового разнообразия (групп живых организмов) на конкретной территории. Чтобы понять, как влияет степень загрязнения углеводородами на микроорганизмы в почвах, был проведен лабораторный биологический .

С помощью современных методов метагеномного анализа ученые показали применимость использования стандартной методики выделения почвенных микроорганизмов в условиях добавления керосина в почве в концентрации до 100 г/кг. В результате анализа дана характеристика структуры и показаны различия бактериального сообщества гумусовых горизонтов разных типов почв.

— Поступление керосина оказывает значительное влияние на жизнедеятельность организмов в почвах. Рост содержания углеводородов в момент загрязнения приводит к активизации окислительных процессов на всех изученных концентрациях. Однако в дальнейшем отмечается падение биологической активности, что может быть связано с изменением численности и видового состава микроорганизмов. При нагрузках до 10 г/кг биологическое потребление кислорода выходит на уровень не загрязненных почв, — отметила Татьяна Королёва.

Исследователи также выяснили, что углеводородами негативно сказывается на биологической трансформации растительных остатков. Низкие дозы керосина (1 г/кг) стимулируют разложение в почве целлюлозы, а более высокие – напротив, подавляют.

Рязаньэнерго отремонтировало 8 ВЛ-0,4-10 кВ в Шиловском районе

На следующих этапах проекта, в 2020—2022 гг., ученые выполнят метагеномный анализ микроорганизмов почв при различных уровнях загрязнения керосином. Его результаты позволят с высокой точностью определить состав и разнообразие микроорганизмов почв в разных природных зонах, вызывающие данные изменения.