Несмягчаемый демпфер


Нефтяные компании потерпели очередную неудачу в борьбе за изменение параметров демпферного механизма. По итогам совещания у вице-премьера Александра НОВАКА снова победила позиция Минфина, последовательно выступающего за сохранение действующих правил. Финансистов можно понять – только в 2020 году демпфер принес в бюджет свыше 280 млрд рублей незапланированных доходов. Но бесконечно так продолжаться не может. Почему – в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК ) специально для портала.

ИЗЪЯТИЕ СЫРЬЕВОЙ РЕНТЫ
«Демпферный механизм… отвечает задачам, для которых он создавался, и в 2020 году он оказал существенную поддержку бюджету», – заявил по итогам совещания замминистра энергетики РФ Павел СОРОКИН. Тем самым нефтяникам очередной раз дали понять, что не собирается отказываться от удобного механизма изъятия сырьевой ренты, в который превратился демпфер после падения цен на нефть.

Напомним, что демпферный механизм – часть соглашения между м и нефтяниками, подписанного в 2018 году на фоне быстрого роста цен на автомобильное топливо, вызванного подорожанием нефти. Он базируется на индикативной внутренней цене нефтепродуктов, которая определяется директивным путем. Если она превышает экспортный нетбэк, то есть продавать топливо внутри страны выгоднее, чем за рубежом, нефтяники обязуются выплачивать в бюджет часть от полученной «сверхприбыли». В противном случае уже бюджет компенсирует производителям топлива их , чтобы стимулировать их поставлять топливо на внутренний рынок.

  Специалисты ЦНИИТМАШ изготовят установку закалки прокатных валков

Пока на нефть держалась на относительно высоких уровнях, демпферный механизм отвечал интересам нефтяной отрасли, которая получала доплаты из бюджета. Однако с падением мировых котировок ситуация изменилась. За прошлый год государство получило от нефтяников примерно 282 млрд рублей, рассказала в ходе организованной ИРТТЭК -дискуссии директор департамента трейдинга УК «Олмар» Екатерина ФЕДОСИХИНА. В начале года демпфер также остается отрицательным и составляет в среднем 1800 рублей за тонну продукции.

Правда, как утверждает Минфин, в феврале ситуация изменится, и с февраля производители снова начнут получать доплаты из бюджета. Кроме того, заявил на совещании у Александра Новака представитель ведомства, пересмотр демпфера сейчас невозможен, поскольку трехлетний бюджет уже одобрен с учетом действующих параметров.

ПЕРТР НЕВОЗЖЕН

С января 2021 году индикативная была повышена на 5%, до 56,3 тыс. рублей за тонну а и 50,7 тыс. рублей за тонну дизтоплива. Инициатива нефтяников состояла в том, чтобы сократить размер индексации на 3 п.п. Свою просьбу они мотивировали тем, что маржинальность большей части сейчас минимальна, что заставляет их снижать нагрузку. Ранее агентство Argus сообщило, что поставки нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы по системе «Транснефти» по итогам 2020 года сократились на 5,1%, вернувшись к уровню 2011 года.

  Форум «Роботы-2011» в МГУПИ - инновационная площадка для демонстрации идей в области робототехники

Страдают, впрочем, не только производители. По словам Екатерины ФЕДОСИХИНОЙ из «Олмара», сейчас доходность ряда АЗС упала до 50 копеек за литр по сравнению с 1,5-1,8 рубля за литр в конце прошлого года. Повышать цены пропорционально росту опта заправщики не могут согласно неформальной директиве того же Минфина. Выживает бизнес прежде всего за счет торговли сопутствующими товарами, говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий ГУСЕВ. Кроме того, иногда выручает торговля газомоторным топливом, спрос на которое устойчиво растет в последнее время.

Несмотря на это, снова решило пойти испытанной директивной дорогой. Нефтяникам предписано сократить экспорт нефти и повысить загрузку российских с тем, чтобы к маю, когда начнется сезонный рост спроса на топливо, накопить резерв в размере 1,6-1,7 млн т. Размер сокращения определен в зависимости от рыночной доли производителей (см. диаграмму).
Лидером по этому показателю является «Роснефть» (25,2% от общего объема переработки). Далее следуют ЛУКОЙЛ (15,4%), « нефть» (10,8%), «Башнефть» и «нефтегаз» (по 6,5%), замыкает список «Татнефть» с 3,5%. Прочие, то есть не входящие в ВИНК в сумме обеспечивают 32,1% российской нефтепереработки.

Доли компаний (ВИНК) в российской нефтепереработке в 2019 году, % (Источник: группа «Деловой профиль»)

  Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла!

Тем не менее в какой-то момент вернуться к вопросу о пересмотре параметров демпферного механизма все же придется. В какой-то момент либо переработка, либо, что более вероятно, розница столкнутся с тем, что рентабельность бизнеса стала отрицательной, и правительству придется как-то решать этот вопрос.

Вариантов, по сути, два – либо вводить государственное регулирование цен на и окончательно убивать бизнес, либо все же отказаться от демпфера в его нынешних параметрах. Есть шанс, что выбран будет второй вариант, тем более что на нефть растет, и проблема выпадающих доходов бюджета стоит уже не так остро.

Последствием налоговых инициатив станет окончательное разрушение доверия инвесторов, говорилось в публикации ИРТТЭК в портал. Планы Минфина по отъему ряда налоговых льгот для «трудной» нефти явно говорят о смене парадигмы.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал чтобы знать больше https://t.me/ieport_new

Pin It

Добавить комментарий