Отбросила хвост: астрономы впервые увидели раздевшуюся комету

Телескоп измерил инфрасное излучение кометы, словно бесконтактный термометр.

Пока комета находится далеко от Солнца, она представляет собой просто глыбу из льда и камня размером порядка километра. Когда же космическая странница приближается к илу, под его лучами лёд испаряется. Комок льда и минералов (ядро кометы) одевается в облако ов и пыли (так называемую кому). Под давлением солнечного а эта дымка вытягивается, образуя эффектный хвост.

Таким образом, изучить ядро кометы очень трудно, ведь оно скрыто комой. А если кома ещё не появилась, значит, небесное тело находится слишком далеко от Солнца и отражает мало а, поэтому его тем более трудно заметить в телескоп.

До сих пор ядра комет изучались только космическими миссиями, однако такие запуски стоят уйму денег. Можно сказать, что астрономы отлично сэкономили, изучив ядро кометы P/2016 BA 14 (PANSTARRS) с Земли.

Это удалось благодаря тому, что у небесного тела птически не было комы (и хвоста). Сначала исследователи вообще приняли эту комету за астероид, но потом всё-таки заметили лёгкий шлейф улетучивающихся ов. Эксперты полагают, что космическая гостья слишком много раз обошла по орбите вокруг Солнца и птически исчерпала запасы льда. Таким образом, её изучение стало уникальным шансом узнать, во что превращаются кометы, когда фактически перестают быть кометами.

В «Татнефти» начнут изучение добычи трудноизвлекаемой нефти

Исследователи наблюдали комету 21 марта 2016 года за 30 часов до её максимального сближения с Землёй. Тогда P/2016 BA 14 была всего в девять раз дальше Луны.

Астрономы использовали телескоп Subaru. Это один из очень немногочисленных наземных инструментов, способных наблюдать небесные тела в инфрасных лучах. Благодаря ему учёные фиксировали не тусклый отражённый , а собственное инфрасное излучение кометы, разогретой солнечными лучами до 80 °C.

Космический зонд внезапно вошёл в хвост кометы

На обработку полученных данных ушло несколько лет, но результаты того стоили. Эксперты определили не только диаметр ядра кометы (800 метров), но и его состав.

Так, оказалось, что ядро кометы покрыто органикой, а также некими слоистыми силикатами. Последние нередко встречаются на Земле (например, к ним относится тальк), но ещё никогда не наблюдались на кометах. И пока не очень ясно, откуда они там взялись.

Со слоистыми силикатами на комете P/2016 BA 14 связана ещё одна интригующая деталь. Специалисты определили, что эти минералы некогда были разогреты до 330 °C. Но на своей текущей траектории эта комета не могла нагреться выше 130 °C. Выходит, некогда она обращалась по другой орбите и подходила ближе к Солнцу, а затем по каким-то причинам сменила .

Минэнерго России разрабатывает подзаконные акты на системной основе

Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Icarus.

Иллюстрация Kyoto Sangyo University.

йте наш Телеграм-канал https://t.me/ieport_new