Правительство заговаривает цены на топливном рынке


Warning: DOMDocument::loadHTML(): Opening and ending tag mismatch: p and strong in Entity, line: 3 in /home/ieport/ieport.nichost.ru/docs/wp-content/plugins/simple-tags/inc/class.client.autolinks.php on line 262

Warning: DOMDocument::loadHTML(): Unexpected end tag : strong in Entity, line: 6 in /home/ieport/ieport.nichost.ru/docs/wp-content/plugins/simple-tags/inc/class.client.autolinks.php on line 262

Однако после сентябрьских выборов заправщики постараются наверстать упущенное.

Правительство РФ обещает держать рост цен на автомобильное топливо под контролем и готово ради этого пойти даже на запрет экспорта нефтепродуктов. Тем временем с начала года подорожал в среднем уже на 3,6%. Помогут ли принимаемые меры остановить рост – в материале Института развития (ИРТ) специально для портал .

Весна для российских властей – традиционное время обострения борьбы с ценами на топливо. На посленовогоднее подорожание, вызванное плановым пересмотром акцизов (в этом году они выросли на 4%), в этот период накладывается растущий (прежде всего со стороны сельхозпроизводителей) и ожидание плановых ремонтов на НПЗ, которые традиционно, хотя и не всегда оправданно, связывают с падением предложения.

В этом году ситуация усугубляется предстоящими в сентябре выборами. Средний избиратель уже и без того недоволен экономической ситуацией – только за 2020 год реальные располагаемые доходы упали, по уточненным данным Росстата, на 3%, в I квартале 2021 года снижение продолжилось (3,6% к ачному периоду прошлого года). Поэтому стабильность топливного рынка – вопрос уже не экономический, а политический.

ДЕМПФЕР – ОТМЕНЬ НЕЛЬЗЯ СКОРРЕКТИРОВАТЬ

Неудивительно, что правительство не скупится ни на кнуты, ни на пряники для участников рынка. С начала мая начала действовать пересмотренная формула расчета топливного демпфера. Основные изменения:

• с 1 мая 2021 года индикативная цена а понижается на 4 тыс. рублей по сравнению с действующей ставкой;

• с 1 января по 31 декабря 2022 года индикативная цена а понижается на 2,7 тыс. руб. по сравнению с установленной в Налоговом кодексе ставкой;

  Химиков расставят по плану

• с 1 января 2022 года снижается с 5% до 3% ежегодный размер индексации базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу;

• с 1 января 2023 года индикативная цена а также будет индексироваться на 3%.

Кроме того, планируется снизить с 5% до 3% ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу начиная с 1 января 2022 года. В результате нефтяники получат из бюджета около 60 млрд рублей, а выпадающие в результате доходы федерального бюджета (точнее, бюджетного трансфера в ФНБ), по словам замминистра финансов Алексея Сазанова, составят около 50 млрд рублей только за 2021 год.

При этом отказ от демпфера не рассматривается. Официально это объясняется тем, что механизм необходим для стабилизации топливного рынка. Неофициально говорится, что демпфер зарекомендовал себя как запасной инструмент изъятия сырьевой ренты в условиях низких цен на нефть, поэтому отказываться от него никто не будет – мало ли как оно будет.

ЭКСПОРТ – ЗАПРЕТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШЬ

Практически одновременно с корректировкой демпфера, в конце апреля, правительство подготовило два документа. Один – постановление об изменении нормативов биржевых продаж нефтепродуктов крупными нефтяными компаниям.

Собственно закрепление нормативов на уровне 11% от общего объема производства а и 7,5% от производства дизтоплива и сжиженного а большого впечатления на рынок не произвело. Изменения обсуждались уже давно, кроме того, большинство производителей и так продают на бирже куда большие объемы (всего через торги реализуется около 20% нефтепродуктов).

  «Кировэнерго» объявляет о начале конкурса

Куда более содержательными были две новеллы, которые новостные агентства в основном обходили вниманием. Первая – введение понятия регулярности и равномерности биржевых торгов. Это, по идее, позволит планировать объемы реализации топлива в каждом пункте поставки, предотвращая локальные дефициты. Вторая – возврат возможности вывоза топлива прямо с завода автоцистернами (до сих пор – только ж/д транспортом). Последнее особенно актуально для мелких АЗС, для которых стандартная железнодорожная цистерна – уже слишком много.

Второй документ наделал особенно много шума. Это проект постановления о введении запрета на экспорт нефтепродуктов из РФ. Правда, профильный вице-премьер Александр Новак с тех пор неоднократно повторил, что подпись на нем появится только в случае крайней необходимости. В любом случае такой запрет не может быть сколько-нибудь долговременным. Российские заводы обладают избыточной мощностью по переработке, некоторые, например, Киришский НПЗ «Сургутнефтеа», работают почти исключительно на экспорт. Поэтому воспринимать этот документ нужно скорее как демонстрацию серьезности намерений властей, чем как реальное намерение перекрыть экспортную трубу.

Очевидно, что до выборов топливо заметно дорожать не будет. И не только благодаря вышеперечисленным мерам, но и вследствие давления со стороны . Служба уже запросила у сетей АЗС обоснование розничной цены, а кое-где, не ограничившись этим, провела выездные проверки.

Однако после того, как итоги голосования будут подведены, владельцы АЗС постараются наверстать упущенное. На сколько может подорожать к концу года? В России действует негласный, но соблюдаемый всеми запрет Минфина увеличивать розничные цены больше, чем на величину прогнозной инфляции плюс рост акцизов. В 2021 году, по уточненному прогнозу ЦБ, инфляция должна составить 4,7-5,2%, акцизы с 1 января проиндексированы на 4%. Таким образом, потенциал годового роста ограничен 9%, из них 3,6% уже исчерпаны.

  В Томске создали технологию получения синтетического моторного топлива из углеродосодержащих отходов

Таким образом, прибавив к текущей цене а примерно 5%, можно получить представление о максимальной стоимости топлива на АЗС к декабрю. С учетом снижающейся покупательной способности населения повышение может быть и того меньше. Например, в прошлом году цены на топливо выросли даже меньше официальной инфляции (2,6% против 4,9%). Точную цифру сейчас сказать невозможно – это будет зависеть от конъюнктуры мирового рынка нефти, предсказать которую не берется никто из серьезных аналитиков. Единственное, в чем можно быть уверенным – ценники на АЗС будут расти.

Напомним, нефтяные компании потерпели очередную неудачу в борьбе за изменение параметров демпферного механизма, говорилось в статье ИРТ, опубликованной портал в начале февраля. Снова победила позиция Минфина, последовательно выступающего за сохранение действующих правил. Только в 2020 году демпфер принес в бюджет свыше 280 млрд рублей незапланированных доходов.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал чтобы знать больше https://t.me/ieport_new

Читайте также: Носледние новости Украины России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий