Что ждет металлургов и инвесторов?

Российские власти рассматривают возможность введения более долгосрочных мер по изъятию сверхприбылей горнодобывающих компаний после того, как в конце года перестанут действовать временные экные пошлины, пишет .

Осведомленные источники отмечают, что чиновники рассуждают над возможностью изменения налога на добычу полезных ископаемых. По их словам, ставки, вероятно, будут привязаны к ценам на сырье, поэтому сборы будут увеличиваться вместе с ростом рынка.

Неофициальность сведений, опубликованных , не предполагает серьезной ре рынка. Однако после «списка Белоусова», поднятия ставок НДПИ и введения «временных» экных пошлин сомнений в готовности государства увеличивать свою долю в доходах ных компаний уже не возникает.

У крупных российских ГМК есть две ключевые особенности. Во-первых, почти все они частные. Кроме, разве что АК «АЛРОСА», где 33% контролирует Российская Федерация в лице Росимущества, 25% — Республика Саха (Якутия) и еще 8% – улусы (районы) Якутии. Несмотря на то, что ГМК имеют стратегическое значение для страны, все они были приватизированы, и, в отличие от того же нефтеа, государство (пока) не предпринимает усилий для возвращения контроля.

  Ситуация c бензином в РФ может привести к новому росту экспортных пошлин

Во-вторых, они выгодно отличаются от зарубежных отраслевых конкурентов высокой рентабельностью бизнеса. По последним отчетам компаний, рентабельность EBITDA «Норникеля» составила 49,2% (2020 г.), НЛМК – 40,7% (I кв. 2021 г.), «Северстали» – 52,4% (I кв.2021 г.), ММК – 33,2% (I кв. 2021 г.), «Полюса» – 71,9% (I кв. 2021 г.), «Полиметалла» — 58,7% (2020 г.), АК «АЛРОСА» – 36,9% (I кв.2021 г.). Здесь также есть исключение – «РУСАЛ» с рентабельностью EBITDA 10,2% (2020 г.). У компании высока долговая нагрузка, да к тому же в отличие от остальных ГМК, обеспеченных собственными ресурсами, «РУСАЛ» загружает свои заводы частично привозным сырьем.

Высокая рентабельность российских металлургов обеспечена сравнительно низкими затратами, что является следствием дешевой рабочей силы, регулируемых тарифов и невысоких роялти за пользование природными ресурсами. То есть по сути – следствие государственной экономической и социальной политики. Нужно было быть готовым к тому, что рано или поздно государство захочет получить свое, и однажды придется заплатить по счетам. К тому, что вслед за отказом от либерализма в политике, начнется и сворачивание ставшего излишним либерализма в экономике. Увеличение доли государства в доходах компаний за счет роста фискальной нагрузки будет постепенным. Можно сравнить это с отрубанием хвоста у кошки по частям. А можно – с лягушкой, что варится на медленном огне, это будет точнее.

  Россия начнет импорт энергии Финляндии

Хотя поводом стали «сверхприбыли» ГМК в год чрезвыно удачной конъюнктуры, это не вопрос «социальной справедливости». Государству нужно все больше средств на крупные проекты. В лучшем случае увеличатся расходы на модернизацию транной инфраструктуры, поскольку это даст долгосрочный позитивный эффект для экономики. В худшем – на модернизацию вооружений. Граждане увидят часть этих денег разве что в виде разовых выплат отдельным электоральным стратам пред очередными выборами.

Для инвесторов рост фискальной нагрузки на ГМК, кроме сокращения базы для выплаты дивидендов, будет иметь два долгосрочных негативных эффекта. Первый связан с оценкой капитализации компаний. Акции российских эмитентов, как правило, торгуются с дисконтом к сопоставимым зарубежным конкурентам. Это – страновой дисконт, своего рода реакция на внутреннюю и внешнюю политику государства. В акциях металлургов он в значительной сте компенсируется высокой рентабельностью и хорошими дивидендами. По мере роста фискальной нагрузки эта компенсация будет сокращаться, а дисконт – увеличиваться.

Второй эффект пока не всем очевиден, хотя на мой взгляд он даже более значим. Глобальный курс на декарбонизацию, который дал мощный импульс росту цен на промышленные металлы, имеет и обратную для металлургов сторону. В скором времени, чтобы сохранить позиции на рынках, им придется пройти через масштабную модернизацию производственных мощностей, заменить существующие технологии на экологически чистые или как минимум углеродно-нейтральные. Для этого понадобятся очень серьезные инвестиции. Рост фискальной нагрузки вряд ли тут будет в . Поможет ли им с инвестициями государство, учитывая, что это частные компании, и что потребует взамен – еще вопрос.

  Надежное энергоснабжение Смоленской области напрямую зависит от соблюдения платежной дисциплины потребителей

Еще по теме:

Читайте также: Носледние новости России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий