Автогаз стремительно дорожает и теряет популярность в России

Эксперты призывают правительство РФ ввести газомоторный демпфер и упить бюрократию.

Цены на в стране за неделю резко выросли. В Оренбурге, например, цена на голубое достигает 36 рублей, сообщает издание «Новотроицк РФ».

«БОНУС, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННО ТЕРЯТЬ»

Ассоциация перевозчиков областного центра попросила губернатора Дениса ПАСЛЕРА вмешаться в процесс ценообразования на газ. Водители полагают, что не потянут таких расходов. Рост цен на газовое наблюдается во многих регионах, в том числе в Татарстане, Тюменской, Челябинской и Тверской областях (там цены подскочили до 33 рублей).

Например, в Челябинске на заправке Price газ стоит уже 30 рублей за литр, на АЗС Smart — 29,90 руб. Стоимость газа на АЗС «Новатэк» — 28,97, пишет 74.ru.

Челябинцы уже обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести проверку на предмет сгоа производителей и продавцов.

Рост стоимости топлива скажется на ценах на перевозки, считают эксперты.

Что касается цен на такси, то у крупных агрегаторов они, возможно, и не поднимутся, а вот с водителями проблемы вполне могут быть.

«Автомобиль на газу позволял дополнительно зарабатывать таксистам, это такой бонус, который очень болезненно терять, — объясняет Национального автомобильного союза Антон ШАПАРИН.

«У нас государство если еще обращает внимание на цен на бензин и пытается как может с ним бороться, то на сжиженные углеводородные газы не обращает внимание совершенно, — заявил он. — Считают, что, если они отрегулировали с ю антимонопольной службы стоимость СУГов в баллонах для населения, значит, проблема решена. Но в стране 2,5 миллиона машин на пропане ездит. Эти люди очень страдают от а цены, потому что они ировали экономить, а экономить не получается».

Прогнозов по снижению цен на газ у розничных продавцов пока нет, так как трудно прогнозировать последствия аварии  на ском заводе Газпрома.

«Из всего объема газа, который производится в стране за месяц, выпала шестая часть. Всё это продлится до конца месяца, но, судя по масштабу аварии, как бы не до конца года, — считает представитель сети заправок Price. — Рост пока продолжается, и перспективы снижения мы не видим. Улучшение в ценовой политике может начаться только после того, как начнутся отгрузки с основного завода».

  Александров Гай ждет обновления подстанции 110/35/10 кВ «Алгайская» в Заволжье

Усугубляет ситуацию, по мнению а «Независимого топливного союза» Дмитрия ГУСЕВА, сезон отпусков, когда потребление газа автомобилистами выше.

«Мы еще недельку-другую на этих пиках побудем, и в сентябре начнется снижение потребления, соответственно будет корректировка цен, — прогнозирует он. — Волатильность у газа очень высокая, поэтому бояться, что цены не вернутся на прежний уровень, нет смысла».

АТИПИЧНЫЙ СПРОС НА ГМТ

С начала 2021 года биржевые котировки сжиженных углеводородных газов (СУГ) выросли вдвое. Тонна автогаза, по данным «Бизнес Онлайн»,  стоит теперь выше 50 947 рублей. В феврале для стабилизации цен Минэнерго РФ и ФАС внесли изменения в совместный приказ. Они увеличили нормативы биржевых продаж СУГ в 1,5 раза — с 5% до 7,5% от производства. Однако уже в марте розничные цены на сжиженные углеводородные газы увеличились.

Вслед за стремительным ом оптовых цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) подорожание догнало и розницу. Например, татарстанский ТАИФ-НК установил ценник в 29 рублей за литр. В АГЗС IRBIS на Чуйкова газ продается по 30 рублей 99 копеек. 29,90 рубля стоит литр газа на АГЗС SUBSTAN.

Отчасти это связано с аварией на заводе Газпрома под Новым Уренгоем, произошедшей 5 августа (подробнее об этом читайте в материале портал ). По мнению замгендиректора Института национальной энергетики Александр ФРОЛОВА, цены раздула паника.

«После аварии у ряда участников рынка появились опасения, что может возникнуть дефицит предложения пропан-бутана или сжиженных углеводородов на внутреннем рынке, — рассуждает Фролов.

Новоуренгойский завод по подготовке газового конденсата перерабатывает углеводородное сырье, направляя его дальше на более глубокую переработку на Сургутский завод стабилизации конденсата (ЗСК). Одним из продуктов этой переработки является пропан-бутан. Сургутский ЗСК производит порядка 10% пропан-бутана в стране.

Участники рынка, ожидая дефицита, увеличивают закупки. Это создает локально повышенный спрос, который и приводит к резким скачкам цены. «Предложение на бирже ограничено определенными объемами, которые ориентируются на типичный объем спроса, — отмечает эксперт. — И спрос возникает атипичный».

По оценке Фролова, крупные сети незначительно подняли цены, тогда как мелкие игроки переписали прайс на 6–7 рублей. «В Оренбургской области наблюдалось такое повышение, — добавил он. — Небольшие сети часто опираются на биржевую торговлю, выходят на биржевые площадки и закупают там. Сейчас они закупили газ по более высокой цене, но возможностей хранения пропан-бутана в значимых объемах у них нет. Поэтому они его сразу пускают в розницу и, чтобы свести концы с концами, повышают цену».

  История города Пушкино глазами «Мособлэнерго»

Собеседник издания напомнил о волатильности цен на пропан-бутан. В течение года они сильно колеблются. На бирже, например, они сейчас на 10–12 тыс. рублей превышают сезонную норму. «В этом полугодии цены в рознице уже повышались до 32 рублей за литр, потом снижались до 29 рублей. Хотя лет 10 назад цены на пропан-бутан были существенно ниже — 20–22 рубля за литр, — указал Фролов. — Они растут как из-за подорожания сырья, так и ввиду того, что изменяется налоговый режим».

«Если мы гоим о пропан-бутане, то его цена должна быть ценой 92-го бензина минус 10 рублей и минус 25%, — утверждает эксперт. — На нашем рынке, переводя автомобиль на пропан-бутан, вы должны экономить порядка 10 рублей на литре. А если мы сейчас посмотрим на крупные сети и увидим цену в 30 или даже в 32 рубля за литр, то сразу возмутимся: как же так!»

«Разница с 92-м бензином больше, чем означенные 9–10 рублей, — добавил Фролов. — Но для того, чтобы получить объем пропан-бутана, равного по эффективности литру бензина, нужно взять 1,2–1,5 литра пропан-бутана. Стоимость пропан-бутана должна стремиться к 70% от цены 92-го бензина».

ГАЗМОТОР БОЛЬШЕ НЕ ПОПУЛЯРЕН

В числе причин подорожания СУГ — цен на нефть и высокий спрос на на внутреннем рынке. Немалая часть населения отказалась от авиаперелетов на зарубежные курорты в пользу путешествий на автомобиле по стране.

«У нас большой профицит производства СУГов. В 2020 году оно снизилось в связи со снижением добычи нефти по соглашению с ОПЕК, — объяснил Александр Фролов. — Но тем не менее мы даже в 2020 г. порядка 4 миллионов тонн из 15 отправили на экспорт. Экспортные поставки у нас больше, чем потребности внутреннего рынка автогаза. Поэтому у государственного аппарата есть широкое поле возможностей. Надо перенаправить экспорт на внутренний рынок, если вдруг дефицит действительно возникнет».

  Повысить спрос на инновации можно за счет стимулирования конкуренции

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав МИТРАХОВИЧ полагает, что вскоре цены на АГЗС откатятся на несколько рублей назад, если Газпром заявит об устранении аварии.

Цену на вверх подталкивает и высокий уровень инфляции. Только за последние несколько месяцев этого года на бирже стоимости СУГ составил 20%, а в рознице — около 6%. И это при том, что официальная инфляция в стране — около 6%, подчеркивает Митрахович.

На этом фоне Союз предприятий газомоторной отрасли (СПГО) направил в правительство РФ письмо, в котором призвал облегчить процедуру регистрации машин, переведенных на газобаллонное оборудование (ГБО). Об этом пишут «Известия».  В документе указано, что 2021 год стал кризисным в сфере переоборудования транспортных средств на ГБО для использования пропан-бутана или метана в качестве моторного топлива. По сравнению с показателями 2019 года количество переоборудований снизилось в 2021 году в 10 раз.

«По состоянию на июль 2021 года установка ГБО в стране фактически прекращена — вместо десятков тысяч переводятся на газ сотни единиц транспорта. Из-за прогнозируемого уменьшения количества клиентов замораживаются смежные инвестиционные строительства инфраструктуры ГБО, в том числе заправочных станций. Сотни предприятий отрасли сообщают о предстоящем уходе с рынка», — сказано в обращении бизнеса в кабмин.

Одной из основных причин сложившейся ситуации являются бюрократические трудности, считают авторы письма. С 1 июля 2021 года стали обязательными требования ГОСТ 33670-2015 в части предъявления переоборудованных транспортных средств в аккредитованную испытательную лабораторию (АИЛ). При этом таких АИЛ всего 25 в стране. Эксперты призвали приостановить действие ГОСТа и ввести администрирование цен на ГМТ по аналогии с бензином (демпфер – прим. портал ).

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал чтобы знать больше https://t.me/ieport_new

Читайте также: Носледние новости России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий