Живые истории героев татарстанской нефти

РОДЫ НА БУРОВОЙ И ГОЛОДНЫЕ ВОЛКИ

«А мамы плакали: как же завтра на работу выйдешь? Ведь законы военного времени были строги – не то, что за пропуск, за опоздание под суд отдавали.

«Случались авралы, когда сутками с буровой нельзя было уйти, и приходилось туго. Мужичкам полегче – у них и еды побольше, да и при необходимости поделятся друг с другом. Женщины же по мусульманскому обычаю и застенчивости обычно ели в стороне. Спросят у девушки буровики – есть, мол, чем червяка заморить? А та головой кивнет, хотя у самой ни крошки в кармане».

«Скидок на женский пол делать было не принято. Например, Сахиба Миннапова сына чуть не на буровой родила. Схватки у нее начались на 20-метровой высоте, когда она затаскивала вверх трубы. Там у здорового человека голова кружится, а Сахиба на последних днях беременности. К счастью, оказалась на буровой машина, привезшая глину. Вот на ней с гиком и поехала она рожать сыночка. И после дома долго не залежалась – через 2 недели после родов, как и обговорено законом, уже на работе была».

Больше всего запомнился Нурсине Сулеймановой рассказ Мухтарамы МУХАМАТХАРАСОВОЙ о волках:

«Единственное, чего мы боялись – это волков. Отходим от буровой – они тут как тут. Туловища вытянутые, потому что от голода худые. Их тени постоянно мелькали рядом с нами. Мы успокаивали себя, что волки нами побрезгуют. Мы ведь не от печи с душистым хлебом шли, а от буровой нефтяной. Наша одежда была насквозь, до исподнего белья, пропитана нефтепродуктами. Может, это действительно спасало?»

  Грандиозное шоу пройдет в четырех городах России

«Мы на буровой делали из пакли катыши-факелы, обмакивали их в солярку, благо ее было достаточно. Вот так и шли по лесу. Мелькнет волчара, мы машем факелом, кричим. Тогда ведь много нападений на людей было. Наши мамы что придумали – привязывали к нашим лаптям, калошам и чувякам лоскутки от наперников и мешковин. Волки лыко и резину не едят. Значит, по ним можно будет распознать, чьи косточки остались. Так и бежали по лесу с этими тряпками, с глазами размером с чайное блюдце от страха».

«ПАЛЬЦЫ НАМ РАЗЖИМАЛИ»

Труд нефтяников тяжел и в мирное время. Ветеран «Татнефти», известный краевед Рафик АМИРХАНОВ (1932 -2020) рассказывает:

«Всегда помню об аварии, произошедшей в начале 1953 года на втором промысле («Миннибаево»). Ликвидацию её последствий можно считать уникальной и самой трудоемкой в ликвидации в истории «Татнефти».

ВЫШКОМОНТАЖНИК – «ДИРИЖЕР»

Юго-восток Татарии начала пятидесятых представлял собой огромную экспериментальную площадку. Здесь впервые в нефтедобывающей отрасли в массовом порядке внедрялся новый забойный двигатель – турбобур. Тогда ломались старые нормы бурения.

Буровые бригады одна за другой добивались невиданных скоростей проходки, о которых в недалеком прошлом не смели и мечтать. Но успехи буровиков нередко пропадали даром. Пробурив скважину досрочно, бригада порой долгими неделями ожидала новых точек. Вышкостроители не поспевали за высокими темпами бурения.

  Специалисты блока безопасности Смоленскэнерго продолжают борьбу с хищениями электроэнергии

Одним из первых вышкомонтажников, который взялся за внедрение нового метода строительства вышек, был Тимченко. Когда он перетаскивал блоки, специально посмотреть на эту операцию приезжали и руководство, и коллеги. Словно дирижёр большого симфонического оркестра, Александр легко и изящно руководил серьезной техникой, целой группой тракторов, людьми. Но специалисты знали, какое напряжение он при этом испытывал.

Тимченко хорошо понимал: от него, от его бригады зависит судьба нового метода. Если операция не удастся, то метод будет скомпрометирован и его внедрение надолго застопорится. Поэтому так тщательно он к каждому перетаскиванию разрабатывал специальные сигналы для трактористов, определял точное место каждому рабочему.

Решение задачи крупноблочного вышкостроения – не только перебазирование, но и быстрая, слаженная работа коллектива в момент монтажа и демонтажа буровой. Александр Тимченко приложил немало усилий к тому, чтобы бригады освоили смежные профессии, настаивал на механизации некоторых трудовых процессов.

Вместе с инженерами и технологами участвовал в модернизации узлов и деталей буровой установки, вспомогательных механизмов. Так были разработаны и внедрены быстросъёмные соединения, значительно облегчившие монтажные работы, и многие другие усовершенствования.

ЖИВЫЕ ИСТОРИИ

Инициатором проекта «Историю вершат люди» стал генеральный директор «Татнефти» Наиль МАГАНОВ. За два года видеоинтервью было взято у более чем тысячи ветеранов «Татнефти» и сервисных предприятий. Опрашивали и тех, кто, не состоял в штате компании, но всю трудился рядом с нефтяниками. Это учителя, врачи, работники культуры и ЖКХ и т.д. Эти видеоинтервью и составляют основу нового сайта, пишут «Нефтяные вести» (София ГАРИФУЛЛИНА).

  «ЛУКОЙЛ-Коми» допустил грубые нарушения промбезопасности на ярегских нефтешахтах

В видеоинтервью очевидцы эпохи вспоминают, как развивалась нефтяная или иная отрасль. Из этих рассказов можно узнать, как в советское время работали геологи, буровики, добытчики, газопереработчики, строители, транспортники и представители других служб «Татнефти». Во многих рассказах есть интересные подробности, детали работы и быта того времени.

Над проектом работают сотрудники пресс-службы «Татнефти», Благотворительного фонда «Татнефть». Были привлечены кадровые службы, советы ветеранов, представители корпоративных и региональных СМИ, ветераны журналистики, студенты Альметьевского нефтяного института (АГНИ).

Интерфейс сайта удобен и гибок. Там можно найти страничку ветерана, вписав его фамилию или место работы в поисковую систему в разделе «Найти ветерана». Более того, каждый посетитель сайта может и сам поделиться данными и историей о ветеране, информации о котором нет в архиве ресурса. Каждый сможет участвовать в воссоздании истории страны, города, предприятия и своей семьи.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал чтобы знать больше https://t.me/ieport_new

Читайте также: Носледние новости России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий