Зарубежные инвестиции, чистый воздух и конкурентоспособность экспортеров…

…Зачем регионам своя система углеродного регулирования.

В Татарстане следует запустить пилотный проект развития низкоуглеродной экономики. Об этом говорится в статье декана Высшей школы экономики Игоря МАКАРОВА, опубликованной в сборнике конференции «Решение ЕС о декарбонизации и новая парадигма развития ТЭК России» в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума в Казани. портал приводит этот материал в сокращении.

УГЛЕРОДНЫЙ БАРЬЕР

Сегодня все большее число государств ставят цели по сокращению выбросов парниковых газов и внедряют механизмы углеродного регулирования. На международном уровне цели низкоуглеродного развития зафиксированы Парижским соглашением, которое вступило в силу в 2016 г. и ратифицировано 191 страной, в том числе Россией. Парижское соглашение ставит целью сдержать рост глобальной средней температуры в пределах 2°С по сравнению с доиндустриальным уровнем и приложить усилия к ограничению роста в пределах 1,5°С.

Европейский союз планирует введение пограничных барьеров для импортной продукции, при производстве которой образуются высокие удельные выбросы парниковых газов. Такой механизм получил название Carbon Border Adjustment Mechanism или СВАМ (пограничный компенсационный углеродный механизм).

ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ РФ

В России декарбонизация имеет двоякую цель. С одной стороны, страна подвержена рискам изменения климата и, как и другие государства, должна быть заинтересована в сокращении выбросов парниковых газов. С другой стороны, декарбонизация в глобальном масштабе ставит многочисленные угрозы перед действующей моделью экономического развития России. Будет сокращаться спрос на российский экспорт энергоносителей, а российские производители энергоемких товаров будут сталкиваться с требованиями сокращения углеродного следа на международных рынках. Между тем, декарбонизация для России может выступать инструментом диверсификации экономики.

Происходит постепенная увязка планов сокращения выбросов с программами повышения энергоэффективности, поддержки возобновляемых источников энергии, развития зеленого финансирования. При этом федеральный уровень сосредоточен на мягком регулировании. Оно заключается в выстраивании системы учета и отчетности о выбросах парниковых газов, а также координации действий бизнеса и помощи ему в реализации проектов в области сокращения выбросов и их поглощения.

В РОССИИ СОКРАЩАТЬ ВЫБРОСЫ ДЕШЕВЛЕ

Усилия России на текущий момент кажутся недостаточно амбициозными в сравнении с климатической политикой многих других стран мира. Проект Стратегии долгосрочного экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов содержит несколько сценариев развития климатического регулирования, в каждом из которых выбросы будут выше, чем в 2017 году. Во многих международных рейтингах климатические усилия России также оцениваются на достаточно низком уровне. Это несет за собой дополнительные риски на международных рынках.

  27 апреля 2012 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в строительство нового энергоблока Ижевской ТЭЦ-1

Пилотный проект по выстраиванию системы торговли выбросами, нацеленный на обеспечение углеродной нейтральности к 2025 г., запущен в Сахалинской области. Запуск схожих пилотных проектов обсуждается в Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Калининградской области. Подобный подход, начинающийся с региональных регуляторных схем, уже реализуется в ряде стран, включая Канаду, США, Австралию и особенно Китай. Там создание 7 пилотных механизмов торговли квотами стало ступенью для запуска общенациональной системы.

Регионы заинтересованы в развитии низкоуглеродного регулирования по нескольким причинам. Во-первых, это средство поддержания конкурентоспособности их компаний на глобальных рынках, где к продукции предъявляются все более жесткие требования в отношении углеродного следа. Во-вторых, это способ привлекать в регион инвестиции от российских и зарубежных компаний, вынужденных сокращать углеродный след.

В России сокращать выбросы дешевле, чем в большинстве крупных экономик (кроме Китая и Индии), и лишь отсутствие регуляторных рамок сдерживает приток инвестиций. В-третьих, комплексные усилия по сокращению выбросов могут стать драйвером экономического роста региона через развитие более современных технологий.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ У ДРУГИХ

На сегодняшний день наиболее популярными механизмами регулирования являются экономические инструменты, основанные на введении цены на углерод. Углеродный налог представляет собой определенной платы за единицу выбросов. Система торговли квотами предполагает фиксирование выбросов парниковых газов на определенном уровне, распределение разрешений на выбросы между эмитентами и торговлю ими. При превышении порога выбросов компаниям придется докупать дополнительные разрешения, а при возникновении излишка разрешений они могут продать их. И то, и то создает предприятиям финансовые стимулы для сокращения выбросов.

Углеродный налог и системы торговли выбросами имеют свои преимущества и недостатки. Введение системы торговли выбросами (СТВ) позволяет с высокой точностью прогнозировать по сравнению с налогом, но при этом имеет более высокие издержки администрирования.

  ФАС подозревает Единую торговую компанию в создании картеля на рынке ПВХ

При введении углеродного налога при этом компаниям проще оценить потенциальные издержки при отсутствии ограничений на выбросы, тогда как при СТВ возникает дополнительная неопределенность в результате колебания цен на . Для преодоления недостатков, связанных с обеими системами, рассматриваются также гибридные схемы, сочетающие в себе элементы углеродного налога и системы торговли квотами на выбросы.

Региональными системами углеродного регулирования используются оба подхода. В частности, углеродный налог на субнациональном уровне применяетея в некоторых провинциях Канады (Британской Колумбии, Ньюфаундленде и Лабрадоре, Нью-Брансуике и острове Принца-Эдуарда), штатах Мексики (Сакатекас, Нижняя ) и испанской Каталонии.

Ввиду ограниченных во многих странах (включая Россию) полномочий регионов в части налоговой политики чаще используются системы торговли квотами на выбросы. Наиболее крупные СТВ на региональном уровне действуют в Калифорнии, Квебеке, а также в рамках Региональной инициативы по парниковым газам на северо-востоке США.

В ТАТАРСТАНЕ

«Казаньоргсинтез» (входит в СИБУР) также заявлял о реализации инициатив по повышению энергоэффективности, которые имеют потенциал сокращения выбросов на 1 млн тонн СО, к 2020 году. Компании региона также присоединяются к стандартам раскрытия информации, связанной с вопросами изменения климата.

Несмотря на то, что некоторые компании реализуют стратегии по сокращению выбросов, большинство предприятий не имеет собственных целей ввиду отсутствия яв-ных стимулов для сокращения углеродоемкости. Введение регулирования со стороны правительства республики могло бы помочь создать необходимые для этого условия. Татарстан заинтересован в том, чтобы усилия по сокращению выбросов, предпринимаемые компаниями для выхода на зарубежные рынки, регулировались внутри нее, а не реализовывались вне из-за отсутствия должных регуляторных рамок.

«ПРЯНИК» ДЛЯ РЕГИОНОВ

Помимо сокращения выбросов, рыночные механизмы будут способствовать влечению инвестиций, повышению темпов экономического роста в результате инновационного развития и поддержанию конкурентоспособности комнаний. Существует схема построения любой схемы углеродного регулирования. Она начинается с проработки системы мониторинга отчетности и верификации выбросов парниковых газов. Далее ставится цель по их сокращению и разрабатывается система стимулов.

Они варьируются от поддержки низкоуглеродных проектов до введения углеродного налога, а в большинстве случаев применяются в комбинации «кнута» и «пряника». Последний может ключать в себя и целевую государственную поддержку инвестиций в низкоуглеродные технологии, на оторых специализируются иниовационные предприятия региона.

  «Ленэнерго» перешло в режим повышенной готовности в связи с неблагоприятной погодной обстановкой

«Пряник» может предлагаться не только на республиканском, но и на национальном уровне. Проекты по сокращению выбросов в Татарстане могут пользоваться инструментами «зеленого» финансирования, разрабатываемыми Банком России и корпорацией развития «ВЭБ.РФ». Отдельно разрабатывается схема зачета углеродных сдиниц (оффсетов). Она создает возможность компаниям сокращать выбросы не только в своей основной деятельности, но и за ее пределами, в том числе, за счет реализации проектов в ЖКХ, развития инфраструктуры и системы поглощения выбросов в лесном секторе.

Система оффсетов в российских реалиях критически важна. Она позволяет объединить спрос на реализацию низкоуглеродных проектов с наиболее дешевыми проектами по сокращению выбросов, которые к тому же сопряжены со значимыми общественными выгодами: от модернизации котельных до борьбы с лесными пожарами.

Пилотный проект на уровне республики должен базироваться на комплексном подходе, прсдполагающем совмешение инструментов регулирования выбросов (в том числе цены на углерод) с механизмами адаптации традиционных отраслей к вызовам «зеленого» развития, а также запуском процессов «зеленого» инвестирования.

«Зеленое» развитие, особенно если Татарстан запустит его одним из первых среди российских регионов, позволит привлекать инвестиции от компаний, заинтересованных в сокращении собственного углеродного следа. Круг таких инвесторов постоянно растет и включает в себя крупиейшие авиа- , ИТ, нефтегазовые компании. Выстраивание схемы станет возможным только при координации действий республиканских властей, экспертных центров и бизнеса при поддержке федеральной власти.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал чтобы знать больше https://t.me/ieport_new

Читайте также: Носледние новости России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий