«Черные лебеди» топливного рынка РФ, «уберизация» АЗС и возврат алкоголя на заправки

Конференция «SMART-АЗС 2022 Поиск новых точек роста и технологическая эффективность в условиях перемен» прошла 9-10 июня в Москве. Мероприятие было организовано «Национальным нефтегазовым форумом». Конференция открылась сессией «Рынок нефтепродуктов: перезагрузка». Ее модератором выступила руководитель нефтегазовой практики компании Б1 Ольга БЕЛОГЛАЗОВА, сообщили в оргкомитете SMART-АЗС 2022.

Открывая сессию, заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Роман КАБАКОВ дал развернутый ситуации на российском топливном рынке. Он отметил, что несмотря на значительную волатильность внешних цен розничные цены на автобензин оставались на относительно стабильном уровне. В среднем по 2021 году эксный паритет оказался выше внутренней цены. Компании несли убытки, а демпфера не хватало для их покрытия. Для исправления ситуации в начале 2022 года было принято решение об увеличении компенсаций.

В 2021 году стабильными были и цены на дизтопливо, а демпфер сводил финансовые потери компаний практически к нулю. Однако в нынешнем году экспортный паритет на дизель превысил внутренние цены. То есть компании сегодня несут убытки при реализации этого вида топлива. Тем не менее, маржа всей корзины нефтепродуктов относительно высока. За первый квартал она составила 6,6 рублей за литр.

Вместе с тем, расчеты показывают, что операционная окупаемость АЗС достигается при валовой марже около 5-6 руб./л, а с учетом инвестиций – около 8 руб./л. Поэтому несмотря на стабильное положение, необходимо продолжить разработку мер поддержки независимых АЗС.

Тему повышения маржи розничного бизнеса продолжил управляющий партнер ООО «Петролеум Трейдинг». Максим ДЬЯЧЕНКО. Он отметил, что независимые АЗС в последнее время столкнулись с неожиданными вызовами («черные лебеди»). Среди них – пандемия COVID-19 и локдаун, исторические максимумы биржевых котировок, падение цен из-за санкций. В итоге на начало июня, по данным «Петромар», средняя чистая маржа торговли бензином на АЗС оказалась ниже нуля. Как отметил Дьяченко, главная проблема независимых АЗС – волатильность оптовых цен. Но ее можно решить, используя инструменты срочного рынка и хеджирование рисков.

Учитывая низкую маржу розничного сектора, можно было бы ожидать высокой лоббистской активности игроков рынка, направленной на формирование новых компенсационных механизмов. Однако, как отметил депутат Государственной Думы РФ Юрий СТАНКЕВИЧ, системной последовательной работы в этом направлении сегодня не просматривается. По крайней мере – на уровне законодательной власти.

  Аналитики включают МОЭСК в пятерку самых этичных компаний России

Станкевич напомнил, что в апреле Президент РФ Владимир ПУТИН дал поручение подготовить новую редакцию Энергетической стратегии на период до 2050 года. Видимо, вслед за этим будут актуализироваться и генеральные схемы развития отдельных отраслей ТЭК, в том числе и нефтяной. Поэтому участникам рынка следует как можно быстрее предложить меры государственного регулирования.

Возможно, такой ярко выраженный лоббизм со стороны розничного топливного бизнеса отсутствует еще и потому, что ситуация в отрасли все же значительно лучше, чем в экономике России в целом. Данный вывод напрямую следует из доклада директора Института доказательной экономики Григория БАЖЕНОВА. Он отметил, что введенные западными странами технологические ограничения затрудняют модернизацию отечественных производственных мощностей.

Но в сфере нефтепереработки уровень уязвимости существенно ниже, чем в среднем по промышленности РФ. Здесь существуют отечественные а оборудования, альтернативные поставщиков плюс хорошая технологическая база. Благодаря наличию профицита внутренний рынок не будет испытывать нехватки нефтепродуктов даже в случае сокращения их производства. Кроме того, достигнутый уровень позволит работать без снижения качества топлива на горизонте трех-пяти лет.

Тезис о том, что отечественный потребитель может не опасаться ухудшения характеристик горючего, был подтвержден в докладе Виктора ЧУЯКОВА, руководителя системы контроля качества и количества нефтепродуктов в сегменте сбыта моторных топлив ПАО «Газпром нефть». Он отметил, что чистый продукт класса 5 требует соответствующего обращения как в процессе производства, так и на этапах транспортировки, хранения и реализации.

Поэтому в «Газпром нефти» каждая партия топлива перед отгрузкой с нефтебазы проходит лабораторные исследования и получает паспорт качества. Лабораторная служба проверяет горючее в автох, выезжающих с нефтебаз, а также на АЗС.

В рамках конференции состоялась презентация обновленной мобильной лаборатории контроля качества топлива «Газпром нефти». Участники мероприятия смогли увидеть процесс проверки горючего (об этом портал  писало здесь). Экспресс-анализаторы мобильной лаборатории позволяют протестировать октановое число бензина, цетановое число дизтоплива, химический состав и плотность, концентрацию серы и воды, фракционный состав, давление насыщенных паров, температуру вспышки и другие параметры.

«Должна произойти кардинальная трансформация сознания управляющего аппарата. Но я пока ее не вижу. Если ее не осуществить, то мы окажемся в очень сложной ситуации», – резюмировала Наталья Шуляр.

  Нефть Brent получит шанс закрепиться выше $50 за баррель

Вторая сессия конференции была посвящена теме «Цифровизация и роботизация бизнес-процессов АЗС: технологическая эффективность в условиях ограничений». Ее модератором выступил эксперт Сергей ЦИСАРЧУК. Презентацию сервиса «Яндекс Заправки» провели руководитель по работе с партнерами «Яндекс.Заправки» Леонид ИВАНОВ, глава исследовательского центра «Дискурс» Роман КУЗНЕЦОВ и директор Института доказательной экономики Григорий БАЖЕНОВ.

Масштабы и возможности нового цифрового а стремительно расширяются. Если в декабре 2020 года реализация топлива через «Яндекс.Заправки» составляла 80 млн литров, то в декабре 2021 года она достигла 135 млн литров. К сервису подключены уже более 10500 АЗС. Он предоставляет множество опций для владельцев заправок и их клиентов. Любая сеть АЗС, подключенная к сервису, может настраивать скидки для пользователей в личном кабинете. Сервис сообщает о стартовавших акциях с помощью ряда рекламных инструментов. Создана система рассрочки для такси. Предусмотрена возможность оставить безналичные чаевые заправщикам.

«Яндекс.Заправки» – это не единственная цифровая среда для участников и клиентов топливного бизнеса. В ходе второй сессии Артем СКВОРЦОВ презентовал созданное им первое в России мобильное приложение для оплаты топлива на АЗС Benzuber. К нему подключено уже более 7500 АЗС и свыше 1 млн пользователей по всей стране.

Как подчеркнул Скворцов, его детище позволяет стам придерживать «принципа четырех не»: не стоять в очереди, не ходить в кассу, не оставлять детей в машине и не брать с собой кошелек. Сегодня для системы Benzuber открываются новые перспективы, так как с российского рынка ушли основные конкуренты, предоставлявшие возможности оплаты с помощью телефона (Visa, MasterCard, Apple Pay, Google Pay).

Цифровизация не только облегчает жизнь клиентам АЗС, но и позволяет решить важнейшие проблемы розничных сетей. Так, владелец группы компаний РусХОЛТС Александр КУЗЬМИН обозначил глобальные вызовы для автозаправочного бизнеса и методы их преодоления. В частности, массовый переход на удаленную работу приводит к тому, что на АЗС станет меньше утренних посетителей. Поэтому нужно изменять процессы маркетинга. Вместо жесткого годового плана необходимо переходить на гибкую методологию Agile с ежемесячным тестированием гипотез.

Еще один вызов связан с тем, что в мире снижается на товары, реализуемые в том числе и на АЗС: продукты питания, сигареты и даже топливо. Как следствие, на складах и полках выросло число невостребованных товаров. Решение этой проблемы заключается в использовании максимально гибкого программного обеспечения категории «автозаказ». Цифровизация также поможет и при восстановлении мировых цепочек поставок.

  Калининская АЭС: энергоблок № 4 сдан в промышленную эксплуатацию

В свою очередь, руководитель автомобильных исследований «М-Холдинга» Валерий ХРАПОВ представил взгляд со стороны клиентов на цифровизацию и роботизацию бизнес-процессов АЗС. Он отметил, что важно придерживаться трех принципов: автоматизировать то, что не приносит ценности; вознаграждать клиентов за их работу; придавать больше человечности внедряемым технологиям. Генеральный директор DVG MEDIA Анна ПАВЛЮЧЕНКО рассказала о практике согласования вывесок и стел на АЗС и об автоматизации данного процесса.

Сессию «Сопутствующий бизнес на АЗС: монетизация новых идей» провел президент Независимого топливного союза Павел БАЖЕНОВ.

Директор по маркетингу компании QUMMY Сергей ДОБРОВ поделился опытом организации горячего питания на трассовых АЗС. Еда готовится на х-кухнях, готовые блюда замораживаются при помощи технологии «Умный лед». Затем они за пять минут возвращаются в состояние «из-под ножа» с помощью специальных печей.

Представитель ООО «Мосрегионгаз» Евгений ВЕРЕТЕННИК рассказал о работе сети АЗС «ЛЕТО» в Республике . Он отметил основные трудности бизнеса в Крыму. Это ограничения по отгрузкам в адрес крымских организаций; отсутствие системообразующих банков и внятных программ долгосрочного банковского кредитования; проблемы в области земельных правоотношений.

Но преимущества все же перевешивают. Это, прежде всего, высокий спрос на топливо за счет туристического потока. Закрытие аэропортов привело к еще большему росту автомобильного туризма. К тому же в Крыму нет ни одной АЗС вертикально интегрированной нефтяной компании.

О необходимости возврата пива на АЗС заявил и.о. президента АО «АБ ИнБев Эфес» Ораз ДУРДЫЕВ. Он отметил, что реализация слабоалкогольных напитков на автозаправочных станциях не влияет на аварийность на дороге и не приводит к увеличению случаев вождения в нетрезвом виде.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал чтобы знать больше https://t.me/ieport_new

Читайте также: Носледние новости России и мира сегодня.

Pin It

Добавить комментарий