45 лет назад в створе Саяно-Шушенской ГЭС перекрыли Енисей

11 октября 1975 года была дана команда о перекрытии самой полноводной реки России. Первым самосвалом с камнем управлял шофёр-передовик Илья Кожура (12 сентября 1968 года он находился за рулём грузовика, с которого в в Карловом створе упала первая мраморная глыба).

Рядом с начальником строительства Станиславом Садовскоим сидел почётный гость строящейся станции космонавт Георгий Береговой. Многотонные самосвалы сменяли друг друга, и через три часа был перекрыт.

Перекрытие Енисея в Карловом створе на месте будущей Саяно-Шушенской , согласно взятому обязательству, состоялось на 4 дня раньше намеченного срока.

До 1961 года на месте Саяно-Шушенской была непроходимая тайга.  Осенью 1961 года отряд изыскателей института «Ленгидро» во главе с Петром Васильевичем Ерашовым прибыл в горняцкий поселок Майна. В условиях суровой зимы и последующего бездорожья предстояло обследовать 3 конкурирующих створа. В разгар работ численный состав изыскателей достигал 600 человек, и уже в июле 1962 г. экспертная комиссия, возглавляемая академиком А.А. Беляковым, смогла по материалам изысканий выбрать окончательный вариант — Карловский створ. В 20 км ниже по течению было намечено строительство спутника Саяно-Шушенской — контррегулирующей Майнской .

  Цены в июле продолжили торможение

Саянской началось с развития инфраструктуры — уже в 1964 г. 120 семей получили ключи от квартир в 18-ти двухэтажных деревянных домах. В поселке Майна построили столовую, магазин, баню, детский сад, школу, следом были сданы в эксплуатацию комбинат бытового обслуживания, часовая мастерская, ателье, парикмахерская. В поселке Означенное тоже возвели 7 двухэтажных деревянных домов нового микрорайона для семей гидростроителей. А 4 ноября 1967 г. была заложена символическая плита под фундамент первого крупнопанельного дома, положившего начало городу Саяногорску.

Проект уникальной арочно-гравитационной плотины СШ был разработан Ленинградским отделением института «Гидро». Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире. Проектное задание разрабатывалось под руководством главного инженера а Г.А. Претро в Отделе Саянской , а, после его утверждения в 1965 г., начальником отдела и главным инженером а был назначен Я.Б. Марголин. Начатые при нем разработки технического а были продолжены Л.К. Доманским (1968-72 гг.) и А.И. Ефименко (1972-91 гг.).

  Дмитрий Медведев прилетел на Курильские острова

Читайте наш Телеграм-канал https://t.me/ieport_new

Pin It

Добавить комментарий